Конспект Лекций по Финансам

      Комментарии к записи Конспект Лекций по Финансам отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Конспект Лекций по Финансам. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Журналы».

Конспект Лекций по Финансам.rar
Закачек 3230
Средняя скорость 4892 Kb/s
Скачать

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются содержание, функции, социально-экономическая сущность финансов, денежная система России, значение бюджета в развитии экономики и социальной сферы, современное состояние внебюджетного перераспределения финансовых ресурсов, а также финансы хозяйствующих субъектов и многое другое. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность и функции финансов
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Финансовая система
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Управление финансами и финансовый контроль
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Социально-экономическая сущность финансов. Сущность, функции и виды денег
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Денежный оборот. Денежная система России

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы: конспект лекций () предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Общая характеристика финансовой системы

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия – «финансы».

Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы – это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, развитие экономики, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты.

Второе звено финансовой системы – местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги в основном имущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды – это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.

Государственный кредит представляет собой кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот для покрытия бюджетного дефицита и является мощным инфляционным фактором.

В страховой сфере в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. Главным источником производственного и социального развития становится прибыль, которой предприятия распоряжаются по своему усмотрению.

2. Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства.

Снижение их объема ограничивает возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, влечет за собой сокращение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшение фонда потребления в составе используемого национального дохода, несбалансированность натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорции.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая является чистым доходом.

Важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, а также часть национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года, резервные фонды страховых организаций, средства от продажи части золотого запаса страны, выручка от реализации излишнего имущества и т. д.).

Для формирования финансовых ресурсов используются также заемные и привлеченные средства.

На микроуровне формируются нецентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих.

Они направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера.

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления.

Главные пути решения проблемы изыскания финансовых ресурсов связаны, во-первых, с реализацией принятой программы стабилизации экономики и перехода к рынку, а во-вторых, с осуществлением специально разработанных мер по финансовому оздоровлению экономики и перестройке системы финансовых отношений в стране.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.

Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостатке собственных средств предприятие может сократить свои расходы либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование – это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода.

На практике необходимо добиться оптимального соотношения между всеми тремя формами финансового обеспечения, а это возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

В условиях перехода к рынку возрастает роль финансовых резервов. Они незаменимы при возникновении огромных потерь или непредвиденных обстоятельствах.

Они могут создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресурсов, их управленческими структурами, специализированными страховыми организациями и государством.

3. Финансовый механизм

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается с помощью ее регулирования, т. е. изменения темпов роста отдельных структурных подразделений для перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества.

В условиях рынка регулирование экономики достигается путем перераспределения финансовых ресурсов.

Регулирование экономики происходит прежде всего посредством саморегулирования, которое обеспечивается функционированием рынка, в том числе финансового. Благодаря ему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.

Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру общественного производства оказывает государственное вмешательство в экономику, его необходимость обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества – обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и пр.

Государство вмешивается в экономику посредством использования законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития.

С помощью государственных инвестиций, налоговой политики, деятельности различных государственных структур складывается конкретный механизм влияния на экономику.

Регулирующие возможности финансов предприятий используют в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, регулирующие возможности государственного бюджета – для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.

В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно растет значение страхования, призванного гарантировать устойчивость производства.

В перспективе страхование должно возмещать потери от неудавшихся научно-технических разработок и недополученную прибыль от простоев вследствие забастовок, политических волнений и др.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие в основном государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Следует заметить, что саморегулирование происходит при предоставлении дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам, формировании и использовании территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита.

Чтобы вывести экономику из кризисного состояния, обеспечить надежными и устойчивыми источниками роста, необходимо использовать финансовые стимулы, при помощи которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций. В составе финансовых стимулов можно выделить:

1) эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов:

а) финансирование технического перевооружения;

б) финансирование затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы, профессиональной подготовкой кадров, повышением их квалификации, переориентацией работающих на новые виды производств;

в) последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальных структурах общественного производства, совершенствование хозяйственных пропорций в соответствии с современными потребностями;

2) поощрительные фонды (материального и социального развития);

3) бюджетные методы интенсификации производства;

4) специальные финансовые льготы и санкции.

Малорезультативны сегодня финансовые санкции. Они несоразмерны с величиной упущенной выгоды, особенно санкции за невыполнение договоров о поставке продукции.

Чтобы финансовые санкции стали реальными и эффективными, необходимо значительное усиление материальной ответственности за невыполнение взаимных обязательств.

Непременным пунктом любого договора должна стать фиксация необходимости определения размера упущенной выгоды в случае нарушений правил поставки продукции.

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения используется финансовый механизм.

Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм состоит из видов, форм и методов организации финансовых отношений, способов их количественного определения.

Финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов.

Эта классификация учитывает особенности отдельных подразделений общественного хозяйства и выделения сфер и звеньев финансовых отношений.

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность и функции финансов
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Финансовая система
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Управление финансами и финансовый контроль
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Социально-экономическая сущность финансов. Сущность, функции и виды денег
  • ЛЕКЦИЯ № 5. Денежный оборот. Денежная система России

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы: конспект лекций () предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Рынок выражает отношения между людьми по поводу купли-продажи чего-либо. То, то является объектом купли-продажи, определяет конкретный вид рынка. Если объектом купли-продажи являются деньги, то образуется финансовый рынок. Основная задача финансового рынка заключается в перетекании денежных потоков от субъектов экономической жизни, которым они временно не нужны, к субъектам, которым деньги необходимы. Свою функцию финансовый рынок осуществляет через механизм купли-продажи финансового актива. Финансовый рынок имеет сложную структуру. Он состоит из сегментов. Различные сегменты финансового рынка различаются объектом купли-продажи.

В России выделяют следующие сегменты:

  1. рынок ссудных капиталов – объект купли-продажи: национальные деньги

объекты рынка – коммерческие банки, которые, с одной стороны, покупают деньги вкладчиков, с другой стороны, банк продает эти деньги в форме предоставления кредитов.

  1. Валютный рынок – объект купли-продажи: иностранная валюта

объекты рынка – коммерческие банки.

  1. Рынок ценных бумаг – объект купли-продажи: ценные бумаги

Купля-продажа – завуалированная форма купли-продажи тех же денег. Кто ценные бумаги продает, тот деньги покупает, а кто покупает – тот деньги продает.

  1. Страховой рынок – объект купли-продажи: страховая услуга

Купля-продажа – также завуалированная форма купли-продажи денег.

Все сегменты финансового рынка взаимодействуют между собой по принципу сообщающихся сосудов, то есть капиталы переливаются из одного сегмента в другой или другие.

Денежные потоки переливаются в соответствии со следующими критериями:

выраженное в процентах отношение дохода от финансового актива к затратам на его приобретение

понимается гарантия или вероятность возврата вложенных денег

понимается свойство финансового актива быть проданным (купленным) в течение относительно короткого промежутка времени без убытка для владельца

Финансовый рынок может функционировать в своей естественной стихийной форме, а может подвергаться регулированию со стороны государства и Международного валютного фонда. Целью регулирования является попытка управления денежными потоками.

посредством нее собираются временно неработающие деньги

через кредит перераспределяются деньги между отраслями и сферами экономики

всегда выдается на определенный срок

за все надо платить, форма цены: процентные платежи

существуют два вида процентных ставок:

— депозитные – банки платят своим вкладчикам

— кредитные – под которые выдается кредит

  1. целевой характер кредита

кредит выдается под конкретную цель

  1. материальное обеспечение кредита

выдается под залог какого-либо имущества, которое в случае непогашения кредита по решению арбитражного суда переходит кредитору

  1. банковский
  2. потребительский
  3. коммерческий
  4. государственный кредит
  5. международный (межгосударственный и межхозяйственный)
  6. кредит, выдаваемый коммерческим банком или Международным валютным фондом государству

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления с одной стороны и физическими и юридическими лицами, с другой стороны.

В этих отношениях государство может выступать в качестве:

o казначейская ссуда

государство предоставляет кредит хозяйствующим субъектам или нижестоящим национально-территориальным образованьям. Является редкой формой кредита, так как:

1. существует развитая банковская система

2. наличие дефицитности бюджета

o государственная гарантия

под которой понимается обязательства правительства безусловно погасить кредит, полученный клиентом правительства у третьего лица, если лицо не может погасить кредит

o государственные займы (внутренние и внешние)

цели государственного займа:

1. фискальная – пополнение денежных фондов

финансирование крупнейших инвестиционных проектов, реализация которых требует огромных капиталовложений, а отдача может быть растянута на несколько лет

финансирование дефицита государственного бюджета

в случае производственного использования:

в случае непроизводственного использования:

a. доходы от государственного бюджета

b. механизм рефинансирования

выпуск новых займов, как правило, больших по объему, для погашения предыдущих

регулирование денежного обращения

за счет размещения среди населения государственных займов государство снижает платежеспособный спрос в стране

— в случае производительного использования:

будет происходить снижение платежеспособного спроса

— в случае непроизводительного использования:

b. если размещаются среди хозяйствующих субъектов, то складывается ситуация, обратная желаемой

регулирование стоимости кредита в стране

— выступая на финансовом рынке в качестве солидного заемщика, государство тем самым резко повышает спрос на кредитные ресурсы и способствует росту цены кредита

— дорогой кредит уменьшает число потенциальных заемщиков

— банки не в состоянии разместить кредитные ресурсы на сегменте реальной экономики и тогда они переводят эти ресурсы на:

o валютный рынок

следствием всего этого является непроизводительная, с точки зрения государства и общества прокрутка денег на различных сегментах финансового рынка

Государственный долг – совокупность непогашенных на данный момент времени государственных займов и кредитов.

совокупность непогашенных займов и кредитов и набежавших по ним невыплаченных процентных платежей

совокупность займов и кредитов, срок погашения по которым наступает в данном году, а также процентные платежи на всю сумму долга

Следует различать государственный федеральный долг и общегосударственный долг, который помимо федерального долга, включает долги субъектов федерации и территориальных органов власти.

Банковская система России

1. первый уровень: Центральный банк Российской Федерации

2. второй уровень:

a. кредитные учреждения – пара банки

осуществляют финансирование долгосрочных проектов. Осуществляют размещение ценных бумаг по договору с эмитентами

o венчурные банки

кредитуют рискованные финансовые проекты

o ипотечные банки

осуществляют долгосрочное кредитование под залог недвижимости

Банки отличаются от кредитных учреждений осуществлением трех функций:

  1. безналичные расчеты
  2. пассивные операции

операции по формированию кредитных ресурсов

ª уставный капитал

ª резервный фонд

формируется из прибыли банка в размере от 25% до 100% от уставного капитала

ª страховые фонды

a) по страхованию активных операций (шесть категорий риска кредита)

b) по защите от падения рыночной стоимости ценных бумаг

c) специальные фонда, формируемые из прибыли для каких-либо нужд самого банка

ª нераспределенная прибыль

составляют не значительную часть ресурсов. В соответствии с инструкцией Центрального банка для разных видов банков определены максимально возможные соотношения заемных средств к собственным: 15:1, 20:1, 25:1.

договор между банком и клиентом о временном и платном

использовании банком денег клиента. Ценой использования денег является депозитный процент.

Ставка депозитного процента зависит от:

— кредитной политики Центрального банка

— индивидуальной политики банка

— степени рискованности активных операций

1. до востребования

возникает в силу договора банковского счета между банком и будущим юридическим лицом. Он означает, что клиент в любой момент времени может воспользоваться деньгами, а это означает, что банк должен всегда быть к этому готов и держать часть средств

возникает в силу договора между банком и физическими лицами и юридическими лицами о привлечении денег клиента на определенный срок в течении которого клиент не вправе использовать эти деньги. Депозитный процент по срочным вкладам больше, чем по вкладам до востребования. Ставка зависит от величины вклада и длительности

ª выпуск деловых ценных бумаг

Виды деловых ценных бумаг:

1. депозитные сберегательные сертификаты

ценные бумаги, дающие право их владельцам по окончании срока действия, получить назад первоначально вложенные в бумаги деньги, то есть погасить, и получить по ним доход. Они могут выдаваться физическим лицам и передаваться между ними.

a. возможность через продажу сертификата вернуть деньги в любой момент времени

b. доход от депозита у юридических лиц облагается налогом по ставке 35%, а от сберегательного сертификата по ставке 15%.

В курсе «Финансы» изучаются:

теоретические вопросы сущности финансов, главные тенденции их развития;

звенья финансовой системы, их роль в процессе расширенного воспроизводства;

важнейшие финансовые категории (бюджет и бюджетное устройство, местные финансы, страховое дело) в странах с развитой рыночной экономикой и в условиях перехода на рыночные отношения.

Предмет изучения — финансово-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства, предприятий различных форм собственности, инвестиционных и других фондов.

Для полного овладения данной дисциплиной необходимо также изучение теории известных зарубежных и российских экономистов в области финансов государства, основ финансово-кредитного механизма в области внешнеэкономических связей.

Курс основывается на знании дисциплины «Основы экономической теории (политэкономии)» и тесно связан о дисциплинами «Деньги, кредит, банки», «Статистика», «Финансы предприятий», «Правовые основы предпринимательской деятельноествляют с деньгами. Однако существование двух разных терминов для определения одной и той же категории вряд ли обосновано.

Термин finansia возник в ХIII-ХV вв. в торговых городах Италии, и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств — бюджет; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

По этим основным признакам финансы безошибочно можно выделить из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами, между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовьм методом, для которого характерной чертой является равенство в правах и обязанностях субъектов, объединенных данными отношениями.

Таким образом, финансы — это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение — всегда финансовое отношение. Исходя из вышесказанного можно сформулировать общее определение финансов.

Финансы это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата; строительство общественных сооружений (храмов, каналов для оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными доходами являлись: поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товаром); военная добыча, дань с покоренных народов; натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (ХVI-XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в ХVI-ХVIII вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы и налоги широко использовались в производительных целях для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма (протекционизм — экономическая политика государства, направленная на поощрение развития национальной экономики и ее защиты от иностранной конкуренции путем проведения системы мер, включая таможенные пошлины, налоговые льготы, кредиты и др.), которая позволяла первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, поучать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Основные средства, капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Можно выделить два основных этапа развития финансов.

Первый этап — неразвитая форма финансов. Она характеризуется непроизводительным характером финансов, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата — парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Денежные средства государства практически не оказывали воздействия на экономику. Второй характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена — бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.

Второй этап. По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникла необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

XX век характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. Государство не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

Следует отметить, что в структуре государственных расходов после второй мировой войны произошли существенные изменения. Они выразились в том, что, несмотря на огромный рост расходов на милитаризацию (особенно в США), удельный вес этих затрат по сравнению с концом XIX и началом XX вв. понизился и существенно увеличился удельный вес и абсолютные суммы расходов на социальные цели (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеции, Норвегии и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Отсюда возникло понятие «шведская модель социализма».

Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику. Это выразилось в том, что возросли государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства — одной из самых опекаемых отраслей экономики. В главных капиталистических странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко увеличился государственный сектор экономики. Пытаясь увеличить занятость населения и сократить безработицу, правительства выдают предпринимателям, расширяющим производство, субсидии для капиталовложений (субсидии — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам; в отличие от дотаций, которые могут быть использованы получателем по своему усмотрению, субсидии предоставляются на безвозвратное финансирование определенных мероприятий). Резко повысились затраты на научно-технический прогресс (до 50-70% общей суммы расходов на эти цели). Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии (экспортные премии — экономические рычаги финансового и ценового характера, используемые государством, монополиями, предприятиями, организациями и фирмами для поощрения вывоза определенных видов продукции и предоставления услуг иностранным партнерам; выступают в форме полного и частичного освобождения фирм-экспортеров от уплаты тех или иных налогов, импортных пошлин, возврата акцизных сборов или в виде прямого субсидирования экспорта).

Расходы по регулированию процесса капиталистического воспроизводства во многих странах достигли 20 % и более общей суммы расходов государственного бюджета.

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне. Так, страны Европейского Сообщества (ЕС) создали межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления структурной безработицы, переподготовки и передисло ываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.

После второй мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили местные (региональные) финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий.

Другой сферой финансовых отношений выступают финансы частных национальных и транснациональных корпораций. По своей организационной структуре они являются акционерными обществами. Акционерная форма организации деятельности предприятий в странах с развитой рыночной экономикой получила исключительно широкое развитие. В современных условиях в акционерные предприятия вкладывает свои средства не только буржуазия, но и значительная часть населения. Так, одна из самых крупных корпораций США «Дженерал Моторз» насчитывает около 1 миллиона акционеров и никто из них не имеет акций более чем на 1 %.

Таким образом, можно назвать следующие предпосылки возникновения финансов.

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменились в течение столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.


Статьи по теме