Курсовые Работы по Общей Психологии

      Комментарии к записи Курсовые Работы по Общей Психологии отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Курсовые Работы по Общей Психологии. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Аудиокниги».

Курсовые Работы по Общей Психологии.rar
Закачек 3243
Средняя скорость 3743 Kb/s
Скачать

на тему: «Уникальные феномены памяти»

студентка 2 курса

Группы ИФ – 17 а

Шевченко Елена Михайловна

Богдан Жанна Борисовна

Глава 1 Общее представление о памяти…………………………………………3

1.1. История изучения памяти……………………………………………………3

1.2 Классификация памяти как психического процесса………………………..6

1.3 Характеристики, механизмы и законы памяти…………………………….12

Глава 2 Особенности феноменов памяти и их объяснение в современной литературе………………………………………………………………………..19

2.1 Необычные явления, связанные с памятью………………………………..19

2.1.2 Феномен детектора ошибок……………………………………………….22

Список использованной литературы…………………………………………. 36

Издавна человечество интересовал вопрос, что же такое память, и откуда у некоторых людей такие невероятные способности в запоминании. Почему кому-то для запоминания нужно 10 минут, а кому-то час. Почему кто-то запоминает всё, а кто-то только отрывки.

Память изучается с незапамятных времён, и вряд ли возможно определить количество лет, ушедших на её изучение.

В период античности знаний не хватало, и представления о памяти были весьма размытыми.

Однако даже сейчас мы не получили ответы на все интересующие нас вопросы. Остаётся много загадок, которые не так просто разгадать.

Феноменальная память отмечалась ещё у таких древних жителях, как Цезарь и Сократ. Тогда у людей были смутные понятия о памяти вообще, а про людей, обладавших такой памятью они говорили, словно о богах.

Сейчас, когда наука находится на пике развития, уникальные феномены памяти активно изучаются. Появилось много гипотез о причинах такой феноменальной памяти. Люди очень интересуются этим явлением, и поэтому эта тема очень актуальна на сегодняшний день.

Целью моей работы является изучение феноменов памяти, их разновидности, и теорий, объясняющих из.

Предметом изучения в моей работе непосредственно выступает память.

В ряд задач, которые я ставлю перед собой, при выполнении курсовой работы входят:

— изучение памяти, её видов, характеристик, механизмов;

— рассмотрение феноменов памяти;

— попытка объяснить феномены памяти;

— рассмотреть способы улучшения памяти.

Глава 1 «Общее представление о памяти»

Каждый день, каждый час, каждую минуту человек получает какие-то впечатления об окружающем его мире. Эти впечатления сохраняются, закрепляются, а когда человеку потребуется – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С. Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом.»

1.1. История изучения памяти

Обладатели хорошей памяти были окружены уважением и часто занимали высокое положение. Оглядываясь назад, мы видим, что в течение многих веков истории было мало прогресса в изучении памяти. Даже сейчас ученые находятся только в начале своего поиска.

Общая психология – наиболее широкое психологическое направление. К нему относится изучение познавательных процессов, творчества, эмоций, воли, мотивации, интеллекта, характера и т.д.

Не вдаваясь в терминологические тонкости научной психологии, рассмотрим, какие проблемы и темы входят в спектр общепсихологических в контексте написания курсовых, дипломных и магистерских работ по психологии.

Курсовая работа по общей психологии

Дипломная работа по общей психологии

Примеры и образцы дипломных работ по общей психологии

Темы курсовых, дипломных и магистерских работ по общей психологии

Темы дипломных работ по общей психологии

Темы магистерских работ по общей психологии

Курсовая работа по общей психологии

Курсовая по общей психологии без практической части (без эмпирического исследования) потребует изложения теорий или моделей какого–либо психологического феномена, относящегося к общей психологии:

  • темперамент;
  • социальный интеллект;
  • эмоциональный интеллект;
  • эмоциональная сфера;
  • интеллект;
  • мотивация;
  • креативность;
  • мотивация;
  • воображение;
  • восприятие;
  • память;
  • внимание;
  • воля;
  • характер;
  • акцентуации характера.

В рамках курсовой по общей психологии будет недостаточно изложить взгляды классиков. Необходимо также будет проанализировать результаты современных эмпирических исследований, которые приводятся в статьях, публикуемых в печатных и интернет журналах, в сборниках конференций, в кандидатских диссертациях.

Если курсовая по общей психологии предполагает проведение эмпирического исследования, то важно правильно сформулировать практическую проблему, которая требует психологического исследования для своего разрешения. Например, важно изучать особенности взаимосвязи переключения внимания и характера у машинистов электропоездов, так как это поможет более эффективно проводить профессиональное обучение. Важно исследовать особенности волевой сферы сотрудников МЧС или МВД, так как это профессионально важные качества для этих видов профессий.

Дипломная работа по общей психологии

Выбирая тему дипломной работы по общей психологии, важно иметь представление о спектре проблем и направлений, которые можно исследовать в выпускной квалификационной работе.

Прежде всего к общей психологии относятся темы, связанные с изучением познавательных процессов: ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение. Любой из этих психологических феноменов может стать основой курсовой или дипломной по общей психологии. Например, можно провести сравнительный анализ развития памяти, внимания, мышления в различных группах испытуемых: «Особенности произвольного внимания у младших школьников разного пола»; «Логические мышление у подростков лицеев и общеобразовательных школ».

Исследование памяти и внимания особенно актуально для таких видов профессий, как машинист электропоездов, авиадиспетчер, оператор атомных станций, где необходимы быстрота реакции и хорошая память. Например, темы дипломных или магистерских работы могут звучать так: «Факторы повышения устойчивости внимания машинистов»; «Психологические детерминанты развития кратковременной и долговременной памяти в условиях профессиональной деятельности».

Исследование проблем мышления актуально для тем дипломов, связанных со школьниками. Именно в рамках школьного обучения активно развивается мышление детей, проходя путь от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому. Исследование в рамках диплома или курсовой может быть связано с выявлением различий в уровне развития мышления. Можно анализировать взаимосвязи характеристик мышления с другими психологическими особенностями.

Важным проблемным полем общей психологии является мотивация. Мотивация выступает ключевым элементом мотивационно-потребностной сферы личности. Здесь мы имеем дело с потребностями, установками, мотивами, – всем тем, что обеспечивает побуждение личности к деятельности.

Курсовые и дипломные работы по психологии мотивации актуальны в областях, где необходимо активно побуждать кого-то. Например, мотивированные школьники и студенты лучше учатся, а сотрудники организации – эффективнее работают. Темы дипломов и курсовых по психологии мотивации могут звучать так: «Особенности учебной мотивации старшеклассников с разным уровнем успеваемости»; «Трудовая мотивация как фактор профессиональной успешности сотрудников финансового отдела».

Тесно связана с мотивационно-потребностной ценностная сфера личности. Потребности создают нужду в чем-то и толкают вперед. Ценности формирую цель и манят. Метод кнута и пряника. Темы курсовых, дипломных и магистерских работ, связанных с ценностными ориентациями, очень распространены. Есть хорошие тесты на диагностику ценностей, например, Рокича и Шварца. Получаемые результаты хорошо поддаются интерпретации.

Эмоциональная сфера личности также входит в сферу общей психологии. Психологических тестов на диагностику эмоций немного, поэтому и тем курсовых и дипломов по этой проблеме немного. В последнее время все более актуальной становится проблема эмоционального интеллекта (ЭИ). На эту тему написано множество статей, книг и диссертаций. Существует и большой выбор тем курсовых, дипломных и магистерских работ: «Сравнительный анализ ЭИ менеджеров первичного и среднего звена в сфере розничной торговли»; «Взаимосвязь ЭИ и ценностных ориентаций педагогов средней школы».

Приводимый ниже список примерных тем по общей психологии расширит ваши представления о проблематике тем курсовых, дипломных и магистерских работ по общей психологии.

Примеры и образцы дипломных работ по общей психологии

Темы курсовых работ по общей психологии

  1. Психологические детерминанты проявления мотиваций власти и достижения у старших дошкольников.
  2. Семья как фактор развития мотивации просоциального поведения у детей разного возраста.
  3. Особенности мотивов профессионального роста у групп разных возрастов.
  4. Специфика мотивации достижения на разных этапах возрастного развития в период взрослости.
  5. Взаимосвязь мотивации власти с мотивацией достижения успехов в группе женщин ранней взрослости.
  6. Сравнительный анализ мотивация достижения в группах подростков из полных и неполных семей.
  7. Взаимосвязь стремления к власти и агрессивного поведения у старших подростков.
  8. Развитие креативности старших дошкольников в рамках игровых занятий.
  9. Эмоциональная сфера как фактор профессиональной успешности педагога начальных классов.
  10. Взаимосвязь уровня развития логического мышления старшеклассников с готовностью к выбору профессии.

Темы дипломных работ по общей психологии

  1. Оценка подростками значимости альтруистического поведения в межличностных отношениях
  2. Особенности понимания детьми (дошкольники) разного возраста эмоционального состояния другого человека (сверстников, взрослого, родителя)
  3. Эмоциональная устойчивость как фактор эффективности профессиональной деятельности
  4. Оценка значимости альтруистического поведения в межличностных отношениях современных подростков
  5. Взаимосвязь стремления к власти (МДУ, аффилиации) и эмоциональной устойчивости личности
  6. Влияние индивидуальных различий на формирование беспомощного поведения
  7. Причины переживания вины у разных категорий испытуемых.
  8. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.
  9. Взаимосвязь креативности и тревожности у одаренных подростков.
  10. Акцентуации характера подростков с разным уровнем развития социального интеллекта.

Темы магистерских работ по общей психологии

  1. Эмоциональное-оценочное отношение к браку (родительству, дружбе, любви).
  2. Семейное воспитание и особенности переживания вины у незамужних женщин.
  3. Причины переживания вины в юношеском (зрелом, пожилом) возрасте
  4. Склонность к переживанию вины и личностные особенности (на примере женщин в период возрастного кризиса 40 лет)
  5. Индивидуально-психологические особенности подростков, склонных к переживанию вины.
  6. Особенности мотивационной сферы людей, склонных ко лжи.
  7. Эмоциональный интеллект как детерминанта удовлетворенности браком.
  8. Развитие социального интеллекта младших школьников на уроках литературы.
  9. Взаимосвязь темперамента и социометрического статуса младших подростков.
  10. Развитие воображения старших дошкольников средствами сказкотерапии.

Надеюсь, эта статья поможет вам самостоятельно написать диплом по психологии. Если возникнет необходимость, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Институт психологии и педагоги

Факультет практической психологии

Курсовая работа по «Общей психологии»

на тему: «История развития проблемы памяти в психологии».

Студенкти 1 курса

Рудаковой Елены Юрьевны

Защищена «___»________2005 г. Оценка_____________

Глава 1. Теория памяти в ассоциативной психологии. Стр. 4-8

Глава 2. Теория памяти в бихевиоризме. Стр. 8-11

Глава 3. Теория памяти в гештальт-психологии. Стр.11-14

Глава 4.Социологическое направление психологии памяти. Стр. 14-20

Глава 5. Деятельностная концепция памяти. Стр. 20-24

Заключение. Стр. 25-26

Список литературы. Стр. 27

Целью данной курсовой работы является отображение и анализ различных теорий памяти с точки зрения представителей различных психологический направлений.

Предметом исследования является теория памяти, выдвигаемая представителями ассоциативной психологии, бихевиоризма, гештальт-психологии, социологического направления, а также деятельностная концепция памяти.

Задачей исследования явился изучение и анализ существующих теорий в области психологии памяти.

Памятью называется запоминание, сохранение и воспроизведение индивидом его опыта, память включает в себя навыки, созданные обучением, образные воспоминания и механизмы узнавания.

Актуальность данной работы заключается в том, что память считается одним из основных познавательных процессов, но можно сказать и более, она основа всякого познания. Она включена во все многообрание жизни и деятельность человека. Поэтому формы ее, ее виды чрезвычайно многообразны.

Психология памяти имеет богатую историю. Обширный анализ развития понимания процессов памяти свидетельствует о попытках определить их сущность. Решающий сдвиг в изучении процессов памяти связан с реализацией принципа единства деятельности и психики.

Память не представляет собой способность человека – напротив, в явлениях памяти выступает вся личность.

Совершенствование памяти зависит от общего развития и духовного роста человека.

Многие представители российской и зарубежной психологии занимались изучением и опытным исследованием памяти, и их позиция нашла свое отражение в данной работе.

Глава 1. Теория памяти в ассоциативной психологии.

Одной из самых старых психологических теорий памяти является так называемая ассоцианистическая теория. Ее центральное понятие – ассоциация – обозначает связь, соединение, и выступает в качестве объяснительнного принципа всех психических образований.

Этот принцип сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи вызывает в сознании представление всех остальных ее элементов.

Одним из ярчайших представителей ассоцианизма является Герман Эббингауз (1850-1909). Немецкий психолог, который, отталкиваясь от работ Г.Фехнера, первым попытался распространить объективный экспериментальный метод и на исследование высших психологических функций, а в частности памяти.

В своем классическом исследовании «О памяти» Эббингауз разработал основные приемы ее эксперементального исследования. Стремясь изучать память в ее чистом виде, он использовал в качестве материала для запоминания бессмысленные слоги, в силу чего, установленные им закономерности оказались справедливыми в отношении механической, а не характерной для человека смысловой памяти.

В своем исследовани «О памяти» Эббингауз определяет, что если бы какие-либо душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то впоследствии повторение одних членов этого прежнего переживания вызывает представления и остальных членов, хотя первоначальные причины их отсутствовали. Душа человека расширяет и обогащает всегда то, что ей непосредственно дано, на основе прежних своих переживаний. При помощи представлений она постоянно восстанавливает те более обширные связи и более значительные единства, в которых она некогда переживала то, что в настоящий момент дано ей частями и полно пробелов. Она немногое воспринимает из того, что каждый раз претендует на ее внимание; но то, что проникает в нее, благодаря удачно сложившимся условиям, она облекает и пропитывает собственным прошлым. Другими словами, вступающие в сознание образования сами обусловливают это дополнение их прошедшим, и именно в этом и заключается то действие, которое они оказывают. Общая способность души к этой работе называется памятью.

Если какие-нибудь психические содержания, существовавшие когда-либо у человека и возрождающиеся как представления, сопровождаются вместе с тем или сознанием того, что они некогда уже переживались, а может быть и представлениями о тех или других побочных обстоятельствах, то такой процесс называется воспоминанием. Поскольку не целесообразно ограничивать исследование одним только этим специальным случаем, далеко не всегда осуществляющимся в действительной жизни, наука создала термин «воспроизведение», означающий в самых общих чертах процесс возрождения пережитых некогда содержаний сознания в виде представлений. Между воспроизведением и памятью, существует приблизительно такое же отношение, какое существует между работой и энергией; первое выражение обозначает процесс, наблюдаемый в действительности, а второе обозначает возможность его наступления, которую следует представлять себе существующей и в случае отсутствия процесса.

Напрашивается мысль – объяснять воспроизведение душевных образований, пережитых некогда вместе, тем, что эти образования вступили в тесную связь между собой и теперь настолько между собой внутренне связаны, что одно из них всегда влечет за собой другое. Эта мысленная связь называется ассоциацией. Душевные образования называются ассоциированными, если они когда-либо раньше были пережиты вместе, и существует более или менее основательное допущение, что при существующих условиях они могут вызывать друг друга. Однако, термин «ассоциация» употребляется очень часто в перенесном смысле. Она обозначает не только предполагаемую внутреннюю причину воспроизведения, но и само это воспроизведение, действительное вступление в сознание представлений вследствие мысленной внутренней связи, и в этом значении он вытеснил термин «воспроизведение». Поэтому закономерность процесса воспроизведения, как правило, называется законом ассоциации.

Ассоцианисты определили внешние условия, необходимые для возниковения «одновременных впечатлений». Все многообразие условий было сведено к следующим трем типам:

Пространственно-временной смежности соответствующих объектов;

Их различию и противоположности;

В соответствии с этими принципами выделялись три типа ассоциаций:

В основе этих типов ассоциаций лежат сформулированные еще Аристотелем три принципа «сцепления» представлений. Под эти три принципа ассоцианисты подводили все многообразие связей, в том числе и причинно-следственные: поскольку причина и следствие связаны определенным временным отношением («этого по причине этого — это всегда после этого»), то причинно-следственные ассоциации они включали в категорию ассоциаций по смежности.

Понятие ассоциации легло в основу так называемого ассоциативного эксперимента: испытуемому предъявляли слово-раздражитель и предлагали ответить на него как можно быстрее первым словом, которое придет ему в голову под воздействием слова-раздражителя.

В 1923 году несколько студентов Института психологии в числе которых был А.Н. Леонтьев под руководством А.Р. Лурия начали экспериментальное исследование с использованием ассоциативного метода. Испытуемый должен был придумывать ассоциацию на каждое слово, которое ему называл экспериментатор, одновремено нажимая пальцем на кнопку прибора. Регистрировался латентный период реакции – время, в течение которого испытуемый искал соответствующую словестную реакцию и характер двигательной реакции – степень нажима, форма кривой и т.д. Оказалось, что если слово, на которое испытуемый должен реагировать, не вызывало у него никаких эмоций, то латентный период и нажим ровен. Но, если называлось слово, эмоционально окрашенное, словесная реакция задерживалась, и нажим становился неупорядоченным.

Содержание понятия ассоциации в дальнейшем существенно переосмыслилось и углубилось, но само это понятие прочно закрепилось в психологии памяти.

Запоминание – это действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. Однако если бы для образования цепей ассоциаций было достаточно одной только пространственно-временной смежности явлений, то тогда в одной и той же ситуации у различных людей должны были бы возникать одинаковые цепи связей. В тоже время наблюдения показывают, что у одного и того же человека одно и то же слово может в разное время вызывать совершенно различные ассоциации.

Так, в опытах Г. Мюнстерберга четырем испытуемым в качестве «исходных пунктов» ассоциаций предъявлялись одни и те же слова четыре раза с интервалами по три месяца. Автор не нашел в ассоциациях своих испытуемых никакого постоянства.

У.Джеймс приводит примеры разнообразия и неожиданности ассоциативных связей. Ребенок, в первый раз увидевший снег, называет его «сахаром», и «белыми бабочками»; яйцо в скорлупе — «красивый картофель», апельсин – «мячик».

Таким образом, связи образуются избирательные, и на вопрос о том, чем регулируется этот процесс, ассоцианизм ответа не дает, ограничиваясь лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо позже.

Представителями ассоциативной психологии были сделаны первые попытки экспериментального изучения памяти (Эббингауз Г., Мюллер Г., Пильцеккер А.).

Гланым предметом исследования в этих работах было изучение устойчивости, прочности и силы ассоциаций. Процесс запечатления, запоминания изучался как функция фактора смежности. Свою задачу авторы видели в том, чтобы абстрагироваться от конкретной деятельности человека и изучать фактор смежности в как можно более «чистом» виде. Именно с этим связаны попытки Эббингауза и других ученых искать закономерности в запоминании бессмысленного материала.

Важным вкладом в науку была разработка Эббингаузом и его последователями методов количественного изучения процессов заучивания и забывания (существование и исчезновение ассоциации). Некоторые из них не потеряли своего значения и в настоящее время. В ряде исследований получены ценные факты и закономерности, характеризующие влияние на запоминание повторений, количества и качества заучиваемого материала, способов его предъявлений и других факторов.

На основании исследований были сделаны выводы, что если какие-нибудь душевные образования, запечатленные в душе опытом жизни или намеренным заучивание, предоставить на некоторое время самим себе и затем снова вызвать, насколько это еще возможно, в сознании, то оказывается, что за это время в них произошли двоякого рода изменения.

Во-первых, некоторые отдельные члены запечатленных связей постепенно изменились; воспроизведенные представления не соответствуют вполне первоначальным переживания, место которых они, тем не менее, занимают.

Во-вторых, образовавшиеся между ними ассоциативные связи ослабели; взаимное воспроизведение членов не происходит с прежней быстротой и уверенностью, а оно оказывается спутанным или совсем прекращается. Все когда-либо созданные ассоциации постепенно исчезают.

Это означает, что вызванные в сознании члены ассоциативной связи с течением времени вызвают все более и более скудные и полные пробелов представления об остальных членах этой связи; с течением времени требуется большая затрата труда, чтобы поднять эту связь на определенную духовную высоту, чтобы она могла быть, безошибочно воспроизведена. Этот процесс протекает таки образом, что отдельные члены становятся все более и более определенными: сначала чрезвычайно быстро, затем медленнее и, наконец, очень медленно. Но никогда, процесс не прекращается совершенно, а развивается, вполне правильно, до полного разрушения ассоциационной связи.

Развитие этого процесса легко проследить с помощью метода экономии: устанавливается, какой минимум повторений необходим в различные позднейшие времена, для того, чтобы снова выучить заученные когда-либо вещи. Если выразить часы, сэкономленные при последующем заучивании, в процентах часов, потребовавшихся для первого зауивания тех же рядов, то получается:


Статьи по теме