Народная Драма Озорник Петрушка Презентация

      Комментарии к записи Народная Драма Озорник Петрушка Презентация отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Народная Драма Озорник Петрушка Презентация. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Книги».

Народная Драма Озорник Петрушка Презентация.rar
Закачек 2627
Средняя скорость 7963 Kb/s
Скачать

Разделы: Литература

Цели урока:

  • формирование умения создавать учебный проект, определять и проговаривать его тему, цель; представлять свой продукт проектной деятельности;
  • понимание особенностей драматического произведения;
  • развитие монологической речи, творческих способностей учащихся.

Ход урока

Сегодня мы знакомимся с народной драмой «Озорник Петрушка». Это необычное — драматическое произведение. Чем оно отличается от других произведений, которые вы изучали? Дома вам нужно было прочитать статью учебника «Народная драма».

Каковы главные особенности драматических произведений? (Запись в тетради основных понятий: диалог, монолог, реплика, ремарка, сцена, акт).

Наш урок будет способствовать более глубокому осмыслению этих понятий.

Мы изучаем сегодня необычное произведение, и урок у нас необычный. Вы попробовали разработать проект сценической постановки народной драмы «Озорник Петрушка». Что мы знаем о Петрушке и о народном театре?

II. Индивидуальное сообщение «Из истории театра. Театр Петрушки».

III.Представление проектного продукта.

Во время подготовки к данному уроку вы работали в творческих микрогруппах. Сейчас вам нужно представить результаты вашей проектной деятельности: афишу (группа №1); эскизы костюмов героев (группа №2); рекомендации для актеров (группа № 3); инсценированное представление и характеристики героев (группа №4); критерии оценки выступлений экспертами(группа №5).

III. 1 Группа №1 готовила проект афиши.

Предварительное задание:

— Что такое афиша?

— Каково ее назначение?

— Какую информацию она должна содержать?

Сообщение учащихся.

Тема нашего проекта — создание афиши. Афиша (фр.)- вид рекламы, объявление о спектакле, концерте, вывешиваемое в публичных местах. Цель афиши — привлечь внимание зрителей, вызвать интерес к спектаклю или концерту, сообщить основную информацию о нем. Афиша должна быть яркой, поэтому мы крупно написали название «Озорник Петрушка», чтобы оно выделялось. Ниже поместили список действующих лиц и исполнителей. Сообщили, когда состоится представление. В центре мы решили нарисовать Петрушку — ведь он главный герой пьесы. Любимец публики. И каждый, кто захочет повстречаться с ним, обязательно придет на спектакль.

Задание группе:

— Подготовить проекты костюмов героев.

— Сделать выводы о том, может ли костюм, его детали характеризовать героя, показывать особенности его характера?

Учащиеся представляют выставку своих эскизов костюмов героев и комментарии к ним.

— Мы работали над проектом «Костюмы героев народной драмы». Наша цель — нарисовать одежду героев, представить их внешность. Это очень важный элемент сценического образа. Прежде всего на сцене мы видим героя. Часто уже по его облику догадываемся, что он за человек. И детали его портрета становятся частью характеристики персонажа, помогают зрителям лучше его понять. Это мы и старались показать в наших рисунках.

Петрушку мы нарисовали в яркой рубашке и шапочке. Шапочка с бубенчиками или кисточками. Рубашка с нарядным воротничком, просторная. Этот костюм можно легко надеть и быстро приготовиться к представлению. Как только соберется публика, будет совсем не трудно сразу же начать выступление. Петрушка веселый, озорной, жизнерадостный, удалой. Никогда не унывает, всех рассмешит своими шутками.

Поэтому и сам так радостно улыбается.

Султан — изнеженный, полный, тучный. Привык к богатству и роскоши. Одежда у него соответствующая: просторный шелковый халат, легкие удобные туфли; чалма- специальный мужской головной убор из легкой ткани. Любит украшения, у него перстни на пальцах.

Доктор — «лекарь, из — под Каменного моста аптекарь» в специальной одежде. Главное для него — умный вид, поэтому он в очках, с чемоданчиком, с разными скляночками.

Капрал – младший воинский чин русской армии 17 – 18 вв. Его мы нарисовали в воинской форме, с оружием. Он отвечает за порядок, поэтому вид у него серьезный, даже сердитый.

Старуха. Хочет, чтобы её уважали и боялись, обращали внимание и замечали её, так что её наряд тоже яркий. Она в красном платке и красной юбке, но сама злая, недобрая. И это сразу видно по выражению её лица.

III. 3. Группа № 3- режиссеры, сценаристы.

Задание группе:

— Кратко напомнить об особенностях драматических произведений.

— Разработать рекомендации для актеров (в виде памяток).

Памятки и рекомендации (в напечатанном виде) передают актерам.

Памятки для актеров.

  1. Помните о том, что в драме главное- общение героев друг с другом, и одновременно оно должно быть воспринято зрителями.
  2. Посмотрите, что собой представляет каждая сцена: монолог или диалог.
  3. Не забывайте о ремарках.
  4. Выделяйте интонационно ключевые слова, фразы.
  5. Обратите внимание на виды предложений по цели высказывания, по интонации, на знаки препинания.

Рекомендации к сценам. Дополнительные вопросы, помогающие лучше понять, осмыслить текст.

Первая сцена. Петрушка один перед зрителями. Приветствует их и рассказывает о себе. Как он это делает? Почему располагает к себе? Подумайте над этим и покажите в своей игре. Обратите внимание, что из восьми предложений четыре являются восклицательными.

Вторая сцена. Петрушка и султан. Какое слово в песенке Петрушки выделяется по смыслу? Как звучат первые реплики султана? Это вопросительные предложения, сразу три вопроса задает он. Что хочет этим показать? Как отвечает Петрушка? Обратите внимание на однородные члены предложения, какова их роль?

Третья сцена. Петрушка и капрал. Как разговаривает капрал с Петрушкой? Обратите внимание, что ответы Петрушки намного короче, чем в предыдущей сцене. Чем это можно объяснить?

Четвертая сцена. Петрушка и доктор. Чем интересна первая реплика доктора? Почему он так многословен? Как ведет себя с ним Петрушка?

Пятая сцена. Петрушка и старуха. Как обращается старуха к Петрушке, а он к ней? Какие эпитеты, слова в переносном значении он использует и для чего?

Инсценированное представление. Исполнение пьесы в лицах, для которого взяты сцены I — V. В это время работают эксперты и оценивают творческую работу группы № 5.

III. 5 Театральные критики (микрогруппа №5). Оценка выступлений актеров по следующим критериям:

устное представ-ление своего героя

IV. Характеристика детьми своих героев.

— Мой герой – Петрушка – веселый, находчивый, не боится никого. Первая сцена – это его монолог. Зрителей называет господами, чтобы подбодрить их. Умеет повеселиться сам и повеселить других. Жизнерадостный. О себе и своих бедах говорит с юмором. Остроумный. Всех победил в этой пьесе. Султана заговорил так, что тот сделал его «первым лицом во всем царстве». И капрала обхитрил, так ловко притворился больным, что тот за лекарем пошел. И злую старуху обвел вокруг пальца – никто с ним не сладил. Вот такой он молодец! (Науман В.)

— Я играю роль Султана. Он очень важный, грозный. У него много слуг, и он привык только приказания раздавать. Говорит громко, ни на кого внимания не обращает. Думает, что только он может всем распоряжаться. Сердито спрашивает Петрушку, как тот смеет кричать в его доме, а потом для развлечения оставляет у себя. (Рындин Э.)

— Капрал строгий, потому что может взять любого под арест. У него есть власть. Он грубый и глупый, привык приказы только исполнять. Хотел командовать и над Петрушкой, но ничего у него не получается. (Сулейманов В.)

— Доктор говорит, что главное для него – варить, жарить, парить, микстуры болтать и «катать пилюли, что твои пули». Я думаю, что он не настоящий доктор, старается только запутать больного, продать ему своё лекарство. Много говорит, перечисляет всякие непонятные слова, чтобы поверили, что он умный. Не думает о том, чтобы вылечить кого – то, а только лишь бы была ему выгода. (Иванов К.)

— Старуха злая, потому что её никто не любит. И сама она обзывает Петрушку, хочет напугать его. Но он знакомит её со своей сестрой – Скалочкой Дракуловной Колотушкиной (Плетенева Н.)

  1. Как называется речь одного действующего лица на сцене?
    а) диалог;
    б) монолог;
    в) действие.
  2. Определите, кому принадлежат эти фразы. Установите соответствие.
    1. «Будешь ты у меня первым лицом во всем царстве».
    2. «Гляжу – дворец. Самое место мне жить» .
    3. «Что ты здесь кричишь, бунтуешь?»
    4. «Голову сниму и живо привинчу».
    5. «Ты мне зубы-то не заговаривай…»
      а) капрал;
      б) султан;
      в) Петрушка;
      г) старуха;
      д) доктор.
  3. Как называются авторские пометки о том, как произносить текст, где происходит действие?
    а) реплики;
    б) афиша;
    в) ремарки.
  4. Каково полное имя Петрушки?
  5. К каким героям из других стран близок Петрушка?

Правильные ответы: 1-б; 2: 12345-г; 3-в; 4-Петр Иванович Уксусов; 5. Полишинель (фр.), Пульчинелла(ит.) и др.

Ответы на вопросы:

«Почему Петрушка стал народным героем и любимцем публики?»

«В связи с чем уличные представления возрождаются в наше время?»

V11. Подведение итогов. Рефлексия. Самоанализ (письменно).

— Понравилась ли вам такая форма работы?

— Чему учились и научились, создавая свои проекты?

— Какие трудности встречали и как их преодолевали?

Домашнее задание. Учащиеся выбирают одну из работ:

  • Написать небольшое сочинение о понравившемся герое.
  • Сочинить современную сценку для Петрушки.

Из отзывов учащихся:

— Я учился выступать, выразительно читать слова, перед публикой не стесняться и играть свою роль, не отвлекаясь ни на что. (Сулейманов В.)

— Мы пробовали составлять проект, сценарий. И это было сложно, каждую реплику повторять с актерами и все объяснять. (Фишер А.)

— Мне было трудно выступать перед зрителями, но я старалась. Главное – выразить характер героя. Мы все учились смелости, хотели быть настоящими артистами. (Плетенева Н.)

— В сценке я участвовал с удовольствием, роль Султана мне очень понравилась. Но когда нужно было устно его описывать, я затруднялся. Советовался даже с мамой, как это лучше сделать. (Рындин Н.)

— Мне больше всех понравилось, как играл свою роль Ваня: Петрушка был очень смешной и веселый. Мы с ним чем-то похожи, я тоже люблю шутить, озорничать. (Скляр Д.)

— Эльдар был настоящим Султаном, таким важным, и у него получилось говорить так, как разговаривает с подчиненными такой грозный человек. Но Петрушка его нисколько не испугался. (Морозова Ю.)

Пятиклассники отметили, что урок им очень понравился, и они хотели бы, чтобы таких уроков было больше.

В гостях у Озорника – Петрушки.

Цели : познакомить учеников с историей народного театра, а также его главным героем – Петрушкой, проследить особенности драматического произведения; продолжить развитие навыка характеристики героев пьесы.

Тип урока: путешествие в мир Петрушки.

Оборудование: мультимедийный проектор и презентация.

Учебно – методический комплекс:

Литература. 5 класс . Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Н. В. Егорова. Москва, 2009 год.

Знакомство с историей народного театра.

Слово учителя. На Руси широко и весело встречали общенародные праздники – Рождество, Масленицу, Пасху и Троицу и другие. В эти праздничные дни во многих городах и селах устраивали ярмарки и гуляния. В специально отведенных местах возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями, а зимой – и с ледяными горками. ( слайд № 2 – 4)

Главным героем праздников был Петрушка — любимец взрослых и детей. (слайд № 5).

«ПЕТРУШКА — кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В.Даль). (слайд № 6)
Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. И одной из первых кукол был Петрушка. Впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это было почти 400 лет назад! (слайд № 7)

В 1730 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости” была впервые напечатана статья о кукольном театре, автор который дал лучшее определения кукольному театру, способному ”естество вещей показывать».
Сохранилось много описаний этих уличных ширмовых представлений. В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки — она была невелика, и все представление длилось 20-30 минут. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант — тяжелую, до тридцати килограммов, шарманку. (слайд № 8)

Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). Набор и порядок сцен слегка варьировался, но основное ядро комедии сохранялось неизменным. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать. Эти диалоги обусловливались и очень важной причиной технического порядка: речь Петрушки из-за пищика не всегда была достаточно внятной, и шарманщик, ведя диалог, повторял Петрушкины фразы, помогая, таким образом, зрителям понимать смысл его слов. (слайд № 9)

Дело в том, что Петрушка говорит особым голосом при помощи специального инструмента — пищика или «говорка». Понять принцип его действия может каждый, кто хоть раз дул в травинку, зажатую между ладоней, извлекая то ли писк, то ли «кукарекание». Так вот пищик устроен точно также, только вместо травинки — полоска ткани, а вместо ладоней — металлические пластинки. Петрушечник прижимает пищик языком к верхнему небу, при выдохе ткань колеблется (как голосовые связки), вот вам и звук! (слайд № 10). До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». Нынешнее имя пришло к Петрушке после появления среди многочисленных его сценок миниатюры «Петрушка и городовой», в которой во время многочисленных нападок городовой говорит Петрушке: «У тебя и пашпорта-то нет!», на что Петрушка гордо отвечает: «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!» (слайд № 11)
Петрушка изображался глуповатым персонажем, но за этой глупостью таилась житейская хитрость. Он — насмешник, иногда грубиян, он драчлив и задирист. Он бывает сам бит и даже попадает в тюрьму, но никогда и нигде не пропадает.
В лице Петрушки народ высмеивал своё начальство и господ — их лицемерие, надменность, страсть к вину и лакомствам, пренебрежение к простому народу. Т.е. Петрушке позволялось то, что было запрещено людям. Многовековая безнаказанность Петрушки объяснялась именно древним отношением к куклам как к существам, живущим собственной, отдельной от людей жизнью.
В других странах тоже были герои, похожие на Петрушку. (слайды № 12 – 15)

Индивидуальное задание. Сюжет пьесы с участием Петрушки. Слайд № 16

Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана-барышника. ( слайд № 17). Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей. (слайд № 18).
Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о его болезнях. (слайд № 19). Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой по голове. «Какой же ты доктор, — кричал Петрушка, — коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!» Появлялся квартальный. — «Ты зачем избил доктора?» Он отвечал: «Затем, что плохо свою науку знает». (слайд № 20). После допроса Петрушка бил дубиной квартального по голове и тот падал. Прибегала рычащая собака. Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и уволакивала, а Петрушка кричал: — «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!» Музыка смолкала, что означало конец представления. Если зрителям нравилось, то они не отпускали актеров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку «Петрушкина свадьба». (слайд № 21).

Слово учителя. Великий русский кукольник С. В. Образцов в своей книге «По ступенькам памяти» вспоминает, как он ребёнком видел представление Петрушки: «Над ширмой появилось то самое, что пищало. Петрушка. Я вижу его в первый раз в жизни. Смешной. Непонятный. Большой нос крючком, большие удивлённые глаза, растянутый рот. Красный колпак, на спине какой-то нарочный горб не горб и деревянные плоские, как лопатки, руки. Очень смешной. Появился и запел тем же нечеловеческим писклявым голосом» . (слайд № 22)

Индивидуальное задание. Сообщение. Петрушка в современном мире.

Завершение рассказа (слайд № 24).

Знакомство с жанром народной драмы . (Слайд – триггеры № 25)

Комментированное чтение пьесы . (Читает учитель).

Беседа по пьесе.

В основе – вопросы 1-3 (с. 81).

— В скольких сценах участвует Петрушка?

— Найдите ремарки. Какую роль они играют в пьесе? (Сообщают о действиях героев, особенностях их речи).

— Какие жанры фольклорных произведений вы узнали в тексте? (Народная песня: «Ай – да – да..», поговорки: «День да ночь, я и ушел прочь»)

— Каковы особенности речи героев пьесы? Петрушка – ритмичная, остроумная, Султан – состоит из вопросов, что выдает в нем человека недалекого ума; Капрал – отрывистая, грубая; речь доктора зарифмована, изобилует придуманными, нелепыми словами.

— какими чертами наделил народ Петрушку?

Заключительное слово учителя.

Петрушка – любимый герой массовых народных гуляний. Народу нравятся его остроумие, изобретательность, озорство и смелость. Петрушка побеждает в поединках с его врагами. Для пьес о Петрушке характерны стремительность развития действия и яркость диалогов.

Ответить на вопрос: «Чем вы объясняете популярность театра Петрушки на протяжении многих десятилетий?»

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Народная драма «Озорник Петрушка».

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями драматических произведений; знакомство с текстом народной драмы.

1. Проверка домашнего задания.

2. Знакомство с народной драмой и особенностями драматических произведений.

3. Чтение текста пьесы.

Словарная работа: драма, пьеса, диалог, монолог, афиша, реплика, ремарка, декорация.

Оборудование: театральные куклы.

Орг. момент. Основной этап.

I. Проверка домашнего задания.

II. Новый материал.

1. Знакомство с народной драмой и особенностями драматических произведений.

2. Дополнение учителя, работа с иллюстрациями.

Театр Петрушки ‘. На одной из фресок Софийского собора в Киеве: мы видим поднятие занавеса в кукольном театре. К сожалению, занавес поднят не настолько, чтобы можно было судить о характере кукольного представления. Зато на рисунке Адама Олеария, немецкого путешественника, посетившего Россию в ЗО-е годы XVII в., хорошо видны действующие лица: знаменитый Петрушка и Конь, которого продаёт Цыган. Но рисунок был сделан Олеарием в 1636 г., и естественно предположить, что за пять столетий, отделяющих его от фрески, кукольный театр претерпел

большую и сложную эволюцию. Но в XVII в., судя по рисунку Олеария, был уже и театр Петрушки.

Назван он так по имени своего главного героя. Петрушка напоминает собой кукольных героев западноевропейских стран: итальянского Пульчинеллу, французского Полишинеля, немецкого Гансвурста, английского Панча. Но Петрушка самобытен и оригинален. Театр Петрушки изображает похождения своего героя, который издевается над представителями власти и терпит за это многочисленные лишения. Впрочем, он никогда не бывает сломленным. Не раз возвещают о его гибели, казни, но, в конце концов, Петрушка оказывается всегда живым и своим острым словом, коварными проделками мстит врагу. Действие в театре Петрушки проходило и комментировалось в виде беседы петрушечника (кукловода — музыканта) с самим героем. Разговор вёлся с учётом состава зрителей, местных условий жизни, благодаря чему его содержание насыщалось конкретными фактами, известными присутствующим, и приобретало особую остроту и актуальность. Образ Петрушки разработан народной традицией очень подробно, и поэтому он приобрёл постоянные, устойчивые черты. Этот маленький человечек, худой, озорной, подвижный, в островерхой шапочке с кисточкой. У него длинный острый нос, который он сам называет «скворешней». Голос Петрушки нельзя спутать ни с каким другим: звонкий, с резким тембром, с ярко выраженными интонациями плутовства, скрытой хитрости и насмешки.

Пo свидетельству Адама Олеария в его «Описании путешествия по Мо сковии », Петрушку представляли в 1636 г. скоморохи. Судя по рисунку, приведённому Олеарием в книге, скоморох надевал широкий и длинный балахон с обручем на одном конце, затем поднимал балахон поверх головы и начинал представление, показывая кукол на образованной таким путём живой ширме. Позже появились складные деревянные ширмы, на которых «петрушечники» разыгрывали забавные сценки, рисующие приключения героя-весельчака. Держа в руках то одну, то другую куклу, «петрушечник» приводил их в движение пальцами. За Петрушку он говорил резким, писклявым пикш. Петрушка имел большой нос крючком, смеющийся рот, часто два горба. Одежда его состояла из красной рубахи и колпачка с кисточкой.

Читаем пьесу «Озорник Петрушка» учащимися с последующим обсуждением и комментариями.

Сколько сцен в пьесе «Озорник Петрушка»? Сколько героев в каждой сцене?

— Найдите ремарки. Какую информацию читателям и актёрам они сообщают? Какая их роль в пьесе?

— Какие виды фольклорных произведений использовались, по вашим наблюдениям, в тексте пьесы?

Чтение статьи учебника «Народная драма»

3. Составление опорного конспекта.

Исполнение на сцене

Диалоги и монологи

Список действующих лиц (афиша)

Части пьесы: сцены, акты (действия)

Домашнее задание. Нарисовать афишу к спектаклю, подготовиться к чтению в лицах.


Статьи по теме