Правовое и Социальное Государство Доклад

      Комментарии к записи Правовое и Социальное Государство Доклад отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Правовое и Социальное Государство Доклад. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Книги».

Правовое и Социальное Государство Доклад.rar
Закачек 2642
Средняя скорость 6151 Kb/s
Скачать

§ 2. Правовое социальное государство

Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство и оно не превратилось в этакого Левиафана, чудовище, господствующее над обществом, существует разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты.

Правовое государство формировалось постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Так, о власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в VI в. до н.э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возникли, например, такие зачатки правовой государственности, как разделение властей. Концепция же правового государства в основополагающих чертах сложилась в XVII—XIX вв. в работах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона и других теоретиков либерализма. Сам термин “правовое государство” окончательно утвердился в трудах немецких юристов — Т. К. Велькера, Р. фон Моля и других. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.

Появление правовой государственности было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания гражданского общества. Сам термин “гражданское общество” употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. все то, до чего “не доходят руки” государства. Оно возникает и изменяется в ходе естественно-исторического развития как автономная, непосредственно не зависимая от государства сфера. Гражданское общество в широком значении совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком, собственном значении неразрывно связано с правовым государством, они не существуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Это сфера свободной игры частных интересов и индивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуазной эпохи и формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

В современных условиях, существенно отличающихся от эпохи свободной конкуренции и раннелиберального государства, не вмешивающегося в экономику и социальные отношения, провести четкую грань между гражданским обществом и государством достаточно сложно. Однако, невзирая на это, разделение социальной системы на гражданское общество и государство не утратило актуальности и нужно прежде всего для своевременного обнаружения и предотвращения этатистских и тоталитарных тенденций, обеспечения суверенитета народа по отношению к власти, свободы личности. Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества — необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности.

Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки: 1) наличие развитого гражданского общества; 2) ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности; 3) мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие; 4) правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства; 5) всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти; 6) суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер; 7) разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией, а также определенного верховенства законодательной власти, не нарушающие конституцию решения которой обязательны для всех; 8) приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения. Это означает, что в правовом государстве по отношению к гражданам действует принцип: “Разрешено все то, что не запрещено законом”. Метод же дозволения применяется здесь лишь по отношению к самому государству, которое обязано действовать в пределах дозволенного — формально зафиксированных полномочий; 9) свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается там, где нарушается свобода других.

Утверждение правового государства явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Его создатели полагали, что обеспечение каждому негативной свободы (свободы от ограничений) и поощрение конкуренции пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут в конечном счете к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.

Конструктивным ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте, а также на неудавшуюся попытку административного социализма обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и равенство явились теория и практика социального государства или государства всеобщего благоденствия.

Социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу “хлеба и зрелищ”. Однако основное бремя обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на семьях и общинах. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Решение этого вопроса потребовало резкого расширения объектов социальной политики и превращения ее в одно из ведущих направлений государства. В результате этого примерно в 60-х гг. XX в. и возникли социальные государства. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.

Деятельность современного социального государства многогранна. Это перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества — стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый — физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии, второй — социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество. В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.

В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. При этом консерваторы обычно делают больший акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы — на социальном принципе.

Правовой и социальный этапы не завершают развитие конституционного государства. Некоторые политологи считают, что современные демократические государства вступают в новую, экологическую стадию. Для нее характерно выдвижение на первый план проблемы обеспечения экологической безопасности и экологических (экзистенциальных) прав личности, выживания всего человечества. В новых условиях государство вместе с общественностью призвано предотвратить ядерную и экологическую катастрофы, наладить адаптивный, поддерживающий экологическое равновесие образ жизни.

В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая из них — деэтатистская — состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, децентрализации ряда функций государства, усилении в деятельности некоторых его органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция — этатисгекая — проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налогов, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства, устраняет диспропорции в народном хозяйстве. Все более важное место в его деятельности занимает разработка стратегии и планирование общественного развития.

В государственной деятельности заметно сокращается применение принуждения. Оно все реже используется для решения крупных общественных проблем, уступая место кооперации различных социальных сил, хотя и остается важным средством в борьбе с нарушителями закона, криминальными и экстремистскими элементами. В целом же изменения, происходящие в государстве и обществе, не дают достаточных оснований говорить об отмирании государства в обозримом будущем, как это утверждают анархизм и марксизм.

Еще более велика роль государства в переходные этапы общественного развития, как это имеет место в России и других постсоциалистических странах. Здесь государство выступает главным орудием реформирования общества, полдержания стабильности и порядка. При этом оно само подвергается глубоким изменениям, приобретает новые формы организации.

Среди самых значительных политических идей, призванных преодолеть отчуждение большинства населения от власти и управления, перевести права и свободы личности из области деклараций в область жизненных реалий, первое место принадлежит идеям правового и социального государства и гражданского общества.

Многовековая эволюция государства как важнейшего политического института наглядно демонстрирует модификацию его структуры, функций и других важнейших черт и параметров в зависимости от изменения общественных отношений, постепенной рационализации способов властвования, наконец, от степени развития самого человека, его способностей и потребностей в государстве как механизме организации и поддержания политического …
порядка. Политическая организация общества, создающая с помощью права условия для существования и жизнедеятельности гражданского общества, представляющего собой систему социальных институтов и общественных связей для свободной реализации каждым гражданином и объединениями граждан их творческих, трудовых потенций, есть правовое государство.

Термин «правовое государство» впервые появился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века. К числу наиболее видных представителей теории правового государства принадлежали: Роберт фон Моль (1799–1875), Карл Теодор Велькер (1790–1869), Отто Бэр (1817–1895), Фридрих Юлиус Шталь (1802–1861), Рудольф фон Гнейст (1816–1895). Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определенность и получили широкое распространение в Германии и за ее пределами.

Правовое государство означало принципиально новый этап в развитии государственности как таковой. В центре концепции правового государства – представления о верховенствующем положении права над государством. Право – это мера свободы, равенства и справедливости.

Необходимо назвать основные принципы правового государства, под которыми понимаются исходные, основополагающие начала, характеризующие специфику правового государства, его отличие от других (неправовых) форм государственно-общественной жизни. Принципы – это нормы формирования и условия стабильности правового государства, сохранения особенностей, которые характеризуют его природу. Совокупность основных принципов создает общую картину правового государства.

Прежде всего следует выделить верховенство закона. Закон выше любой власти, закон властвует над всем. На языке практики это означает, что все законы, акты и действия государства производны от права и должны быть с ним согласованы. Закон становится основным инструментом, регулирующим различные стороны общественной жизни, по сравнению с другими подзаконными нормативно-правовыми актами. Утверждается постоянное и повсеместное господство гуманных и справедливых законов, которые обязательны для всех и неукоснительно исполняемы всеми гражданами, их объединениями, государственными органами, должностными лицами.

В качестве важнейшего принципа правового государства, непосредственно связанного с предыдущим, выступает укрепление гарантий прав и свобод человека, фактическое обеспечение равенства граждан.

В соотношении «человек – государство» приоритетное значение приобретает первый элемент – человек. Правовое государство выступает гарантом по отношению к каждому гражданину: оно призвано защищать интересы человека от всякого произвола.

В качестве одной из важнейших особенностей правового государства необходимо выделить принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную). Суть разделения властей – разделение компетенций и функций между органами государственной власти. Недопустима концентрация всей власти в одних руках, будь то организация, орган, должностное лицо. Безграничная власть, ее монополизация порождают опасность зарождения диктатуры.

Из совокупности принципов правового государства нужно выделить еще один – принцип суверенности государства. Нет (и не может быть) никакой другой социальной организации, силы (политической партии, движения и т.п.), возвышающейся, стоящей над государством. Суверенность правового государства – это его самостоятельность, правомочность в рамках компетенции, определяемой правовыми законами.

Глядя на политическую картину современного мира, нельзя с уверенностью утверждать: здесь, мол, построено правовое государство. Правильнее будет считать, что какие-то принципы, отдельные характеристики, признаки правового государства в большей или меньшей степени присутствуют в реальной практике тех или иных государств.

Формирование демократического правового государства в Российской Федерации началось с провозглашения ее суверенитета, осуществления реформ в различных сферах жизни. Это сложный и трудный процесс, который идет очень болезненно. Построение правового государства должно быть научно обосновано и осуществлено с учетом основных направлений этого процесса. Среди них наиболее важными являются:

— формирование правового законодательства, в котором самое главное значение придается интересам человека и общества. Оно закрепляет справедливость, гуманизм, идеи свободы и равенства;

— строительство государственного аппарата в соответствии с принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

— подбор и расстановка кадров должностных лиц в государстве исключительно с учетом их профессиональной и нравственной пригодности;

— создание подлинной многопартийности;

— формирование рыночной экономики;

— формирование у членов общества высокой правовой и политической культуры и др.

Утверждение правового государства как политической реальности не означало «завершения» исторической эволюции государственности как таковой. Несмотря на провозглашение гуманистических ценностей, реальная социальная и политическая динамика выявила ряд исторических ограничений, существенных противоречий и даже определенную нереализуемость тех норм и принципов, которые были заложены в основание правового государства.

Утверждение принципов индивидуальной свободы, создание условий для равной конкуренции, а также формирование правовых условий, поддерживающих взаимную ответственность государства и общества, вывело общество на новый уровень его социального и политического развития, но не привело к всеобщему благополучию граждан.

Роль государства как политического института, не вмешивающегося в дела гражданского общества, не смогла предотвратить издержки реального неравенства сил и способностей людей. Формально-правовое равенство индивидов не спасло общество от порой весьма существенной экономической дифференциации доходов его граждан, кризисов, ухудшающих материальное положение людей. Своеобразным ответом на эту историческую ограниченность правового государства явилось возникновение в развитых индустриальных странах нового типа государственности – социального государства.

Теоретический образ этого государства «всеобщего благоденствия», устанавливающего новые стандарты в социальном обеспечении граждан, развивался на протяжении 70–80-х гг. ХХ столетия параллельно с практикой утверждения его политических порядков. Предлагавшаяся обществу политическая модель установления социальной справедливости предполагала обеспечение каждому гражданину не только приблизительно равных шансов на самореализацию, но и тех минимально необходимых условий, которые обеспечили бы ему достойное существование, должный уровень защищенности от общественных катаклизмов, соучастия в управлении делами общества и государства. Устанавливаемые принципы деятельности государства предполагали сознательное выравнивание реальных социальных условий жизни граждан, формирование той духовной и общественной среды, в которой люди чувствовали бы себя не только самостоятельными и активными гражданами, но и защищенными от наиболее жестоких общественных противоречий. Такая переориентация деятельности государства отразилась не столько на системе организации власти, сколько на модификации стиля деятельности его структур и органов власти, потребовав усиления ресурсного обеспечения их целей.

В целом социальное государство, возникшее в наиболее экономически развитых странах (США, Германия, Швеция идр.), проводило политику формирования такой социальной среды, в которой кардинально повышался бы уровень социальной безопасности. В рамках этой стратегии оно предлагало адресную помощь наиболее нуждающимся слоям общества, предоставляя им источники существования (работу, социальную помощь), налаживая социальные контакты, обеспечивая реализацию индивидуальных жизненных планов. Это предполагало перераспределение государственного бюджета в пользу наименее обеспеченных слоев населения, изменение политики занятости и переподготовки работников, установление новых отношений с частным сектором, направленных на усиление социального страхования, поддержку безработных, молодежи, неквалифицированных рабочих, престарелых и инвалидов.

В идеале стратегия социального вспомоществования была направлена не столько на обеспечение минимально необходимых условий для полноценной жизни человека, сколько на его самореализацию, пробуждение творческих сил, раскрепощение его общественной инициативы. Решение этих задач одновременно подняло уровень общепринятых стандартов жизни в обществе, изменило представления о престижной работе и стиле проведения досуга.

Статья 7 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Вполне очевидно, что сегодня Российское государство не может взять на себя в полном объеме те социальные обязанности, которые выполняются развитыми странами Запада. Слишком тяжелой является ситуация в экономике, падает нравственность в обществе, интересы различных слоев поляризованы. России предстоит длительный и трудный путь к социальному государству. Поэтому положение ст. 7 Конституции РФ следует расценивать как программную установку.

Таким образом, правовое и социальное государство – не антитезы, а синтез современной государственности, признающей приоритет прав человека и определяющей в соответствии с этим формы и методы своей деятельности. Не может быть чисто социального государства. Социальным может стать только правовое государство. Следовательно, речь по существу идет о социально-правовом государстве.

Сказанное позволяет сделать вполне определенный вывод: государство одновременно выступает и субъектом, и объектом политики, наиболее мощным средством политической деятельности. Ему как социально-политическому институту присущи такие качественные характеристики, которыми не обладает никакая другая политическая сила общества.

Правовое и социальное государство.docx

II. Основная часть

1. Понятие правового государства

2. Понятие социального государства

3. Связь понятий правового и социального государства. Особенности функционирования социально-правового государства в России.

Согласно ст. 1 и ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является правовым и социальным государством. Так как Конституция является главным нормативным актом государства, его высшим законом, то все изложенные в ней понятия фундаментальны и важны, и каждый гражданин России должен понимать их основную сущность.

В последнее время очень много говорится о правовом социальном государстве, о построении такого государства и его пользе, однако создается впечатление, что далеко не каждый понимает, что же включает в себя эти понятия, каков их реальный смысл и на чем они
основываются. Не каждый также знает, что для
создания такого государства необходимо возникновение ряда
определенных предпосылок, одной из которых, например, является гражданское общество, то есть сфера реализации людьми своих неполитических интересов. И, наконец, не каждый осознает, что даже самое развитое социально-правовое государство не способно предоставить своим гражданам блага для полного функционирования общества. Тем самым, стоит подчеркнуть, что мы должны развивать свои знания в этом вопросе, для того, чтобы самостоятельно разобраться и решить, что же нужно для процветания и развития нашего государства и обеспечения его дальнейшего будущего.

Цель данного реферата — разобраться в понятиях правового и социального государства. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

-изучить зарождение и развитие идей, а также основные принципы, признаки и черты правового и социального государства.

-рассмотреть связь между социальным и правовым аспектом государства.

-изучить воплощение идей социально-правового государства в России

1. Понятие правового государства.

Правовое государство — это такая форма организации и деятельности
государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с
индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Процесс формирования правового государства, особенно достижения приоритета права над властью, шел очень долго и болезненно.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою
деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах
развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства
связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной
жизни. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. “Там, где отсутствует власть закона,- писалАристотель,- нет места и форме государственного строя”.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических
отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму породили новые подходы к правовому государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них заняли проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложил в то время
прогрессивный мыслитель Ж. Боден. Он определял
государство как правовое управление многими семействами и тем, что им
принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы человека.

В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители
Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.
Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства
также нашла своё отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г.
Чернышевского.

В XX веке концепцию правового государства разрабатывали позитивисты. Значительный вклад внесли либеральные философы Макс Вебер, Джон Ролз, Фридрих Хайек. При этом влияние естественно-правовых теорий усилилось. Нюрнбергский трибунал признал руководство нацистской Германии преступниками вопреки тому, что они формально действовали по закону, поскольку эти законы были неправомерны и противоречили неписаным нормам справедливости, морали, равенства и человеческого достоинства.

Падение коммунистических режимов в Восточной Европе, диктатур в Латинской Америке и конец апартеида в ЮАР усилили восприятие законности как одного из ключевых принципов справедливого управления. Хотя полное достижение принципов правового государства является идеалом, в настоящее время они в значительном объёме реализованы в большинстве западных стран. Как показывает опыт, успешное развитие страны может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства.

Как известно, правовое государство является величайшим достижением мировой цивилизации, оно вбирает в себя всё лучшее, что есть в богатой мировой теории и практике государственного строительства и права. Считается, даже, что правовое государство это некий идеал, идеальный тип государства, к становлению которого стремится прогрессивное человечество. Причины такой характеристики скрывается в самой сущности правового государства.

Итак, правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан. Правовое государства может развиваться лишь в определенных условиях, которые проявляются во всех сферах жизни общества и которые представляют из себя некоторые основы (предпосылки) правового государства. Итак, Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан – носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится
человек и его интересы. Через систему социальных институтов,
общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Прежде чем начать рассматривать признаки и принципы непосредственно правового государства, стоит отметить, что оно, несмотря на свои специфические особенности, является именно государством. Это значит, во-первых, что оно не отождествляется с системой других общественно-политических организаций. А во-вторых, оно, помимо своих собственных специфических признаков, имеет общие для всех государств черты. К ним относятся: наличие публичной власти и специального аппарата управления, для содержания которых устанавливаются и взимаются налоги; внешний и внутренний суверенитет, а также разветвленная система юридических средств, которая даёт возможность оперативно управлять всеми отраслями экономики.

Теперь перейдем к признакам, непосредственно отличающим правового государства от неправового. К ним относятся:

1. Суверенитет народа.

2. Верховенство закона во всех сферах жизни общества (определяющий признак и принцип правового государства). Это значит, что все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона) В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определённой иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их.

3. разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти).

4. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

5. Реальность прав и свобод гражданина (государство должно не только формально вписать права человека в законы, но и гарантировать их и реально защищать на практике).

6. Взаимная ответственность личности и государства (за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд).

7. Появление действенной способности противостоять произволу.

8. Разграничение партийных и государственных функций.

Как было показано выше, разделение власти на три ветви, является одним из принципов и признаков правового государства. Стоит добавить, что это один из основополагающих признаков потому что именно разделение властей позволяет гармонично решать многие проблемы общественной и государственной жизни, при которых человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Остановимся на этом принципе подробнее.

Три ветви власти

Принцип разделения властей — это разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме. Каждый из нас осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать от возможных злоупотреблений.

Вместе с тем если ни одна из 3-х ветвей (отраслей) государственной власти не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражён постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения, развития, а торможения. Какая же из ветвей занимает верховное положение в правовом государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.

Во всех правовых государствах законодательная власть принадлежит парламенту, представительному выборному органу. Слово «парламент» произошло от французского «говорить» (parler). Парламент занят созданием законов. Именно эта власть должна заботиться о том, чтобы в стране обеспечивалось господство правового закона, были призваны, гарантированы и защищены права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из 2-х палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Её главная задача — проводить в жизнь, т.е. исполнять, принятые парламентом, решения.

Исполнительная власть обязана действовать только на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не создаёт.

Судебная власть. Суд — это орган защиты права. Его задача в правовом государстве не только осудить, но и рассудить, выяснить, кто прав из спорящих сторон, кто нарушил право, а кто нет.

Главной целью правового государства является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Этой цели и должны быть подчинены все органы государственной и муниципальной власти. Эти органы и являются институциональным выражением принципа «правового государства». К числу этих органов в Российской Федерации относятся: Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, Уполномоченный по правам человека и другие.

Ответом на несовершенство правового государства в его классическом варианте, явились теория и практика социального государства или государства всеобщего благоденствия.

Итак, социальное государство — это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Истоки социального государства восходят к социальной политике, зародившейся в далеком прошлом. Еще в древности многие правители, например римские цезари, заботились о наиболее бедных гражданах, о предоставлении плебсу “хлеба и зрелищ”. Однако основное бремя обеспечения слабых и обездоленных лежало в то время на семьях и общинах. Индустриализация, урбанизация и индивидуализация общества, бесконтрольное развитие капитализма разрушили традиционные формы социального обеспечения, обострили социальные противоречия и классовую борьбу. Решение этого вопроса потребовало резкого расширения объектов социальной политики и превращения ее в одно из ведущих направлений государства. В результате этого примерно в 60-х гг. XX в. и возникли социальные государства. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.

Говоря о современном социальном государстве, стоит отметить, что его деятельность крайне многогранна. Наиболее полно она проявляется в функциях социального государства. Перечислим некоторые из них

1. поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. охрана труда и здоровья людей;

3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;


Статьи по теме