Прекращение Гражданства РФ Курсовая

      Комментарии к записи Прекращение Гражданства РФ Курсовая отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Прекращение Гражданства РФ Курсовая. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Журналы».

Прекращение Гражданства РФ Курсовая.rar
Закачек 2565
Средняя скорость 8067 Kb/s
Скачать

Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского

Высший колледж управления и предпринимательства

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А .

по дисциплине: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

тема: «Основание и порядок прекращения гражданства

Руководитель работы: Горылев А.И.

К числу важнейших элементов института основных прав статуса человека и гражданина относится гражданство. Значимость данного элемента обусловлена тем, что гражданство является непременным условием распространения на человека всей полноты прав, свобод и обязанностей, установленных государством для своих граждан.

Вопросы гражданства нормативно урегулированы;

¨ Конституцией Р.Ф. (ст.6, 61, 62п «в», 71)

¨ Законом Р.Ф. «О гражданстве Р.Ф.» от 28.10.91г. (в ред. от 06.02.95г.)

¨ Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Р.Ф. утвержден Указом Президента Р.Ф. от 10.04.92г.(в ред. от 27.12.93г.)

¨ Международными договорами Р.Ф.

Основание и порядок прекращения гражданства Р.Ф .

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле «Закона о гражданстве».

Гражданство — есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод человека.

Устойчивая связь заключается в том, что отношения гражданства носят бессрочный характер. Как правило, они длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек не пожелает выйти из гражданства своего государства.

Правовая связь означает юридическое оформление отношений гражданина. Документами, подтверждающими гражданство Р.Ф., являются;

¨ паспорт гражданина Р.Ф.

¨ свидетельство о рождении

¨ иной документ, содержащий указание на гражданство

Гражданство Российской Федерации прекращается:

1. Вследствии выхода из гражданства (ст.22ч1 п «а»)

2. Вследствии отмены решения о приеме в гражданство (ст.22ч1 п «б»)

3. Путем выбора гражданином (оптации) при изменении государством принадлежности территории (ст.22ч1 п «в»)

4. По иным основаниям, предусмотренным законом (ст.22ч1 п «г»)

Выход из гражданства (ст.23 «Закона о гражданстве») — это утрата лицом по собственному волеизъявлению. Выход из гражданства может быть реализован двумя способами;

¨ по ходатайству гражданина (ст.23ч1 п «а»)

¨ в порядке регистрации ( т.е. в упрощенном порядке), если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Р.Ф., хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке (ст.23ч1 п «б»).

«Закон о гражданстве» установил две группы оснований, которые препятствуют выходу из гражданства;

1. Если человек проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Р.Ф. договорными обязательствами о праве помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими и юридическими лицами Р.Ф., либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определенных законом Р.Ф.(ст.23ч2 «Закона о гражданстве»), ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено.

2. Выход из гражданства Р.Ф. не допускается:

(ст.23ч.3 «Закона о гражданстве»)

¨ после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

¨ если гражданин, ходотайствующий о выходе из гражданства Р.Ф., привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется в ступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Отмена решения о приеме в гражданство (ст.24 «Закона о гражданстве») — единственный случай возможного прекращения гражданства Р.Ф. без волеизъявления самого лица.

Отмена о приеме в гражданство применяется в отношении лица, которое приабрело гражданство Р.Ф. на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Факт предоставления заведомо ложных документов и сведений устанавливается в судебном порядке. Отмена решений о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законодательством ответственности.

Отмена решения о приеме в гражданство Р.Ф. возможна в течении 5 лет после приема.(согласно ст.24ч.3 «Закона о гражданстве»)

Выбор гражданства — «оптация» (ст.21 «Закона о гражданстве»

Основанием прекращения гражданства является оптация в случаях, когда гражданин Р.Ф.при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное государство.

Иные основания прекращения гражданства.

К таким основаниям «Закон о гражданстве» относит, прекращение гражданства Р.Ф. у детей в возрасте до 14 лет, родители которых приобрели иное гражданство (ст.26ч.1 «Закона о гражданстве»)

Порядок разрешения дел о гражданстве Р.Ф.

Государственными органами, ведающими делами о гражденстве РФ, являются:

1. Президент Российской Федерации.

2. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ.

3. МВД РФ и его органы.

4. Министерство Иностранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Президент РФ принимает решения по вопросам :

¨ приема в гражданство;

¨ восстановления в гражданстве;

¨ разрешение на выход из гражданства РФ;

¨ отмены решения о приеме в гражданство;

¨ предоставление почетного гражданства.

По всем названным вопросам Президент издает указы.

Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства Президент РФ образует комиссию по вопросам гражданства.

Важную роль в системе государственных органов ведающих делами гражданства, играетМВД РФ и его органы, МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения .

Они осуществляют следующие полномочия :

1. Принимают заявления и ходатайствуют по вопросам гражданства РФ;

2. Проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства РФ;

3. Направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ;

4. Определяют принадлежность лиц к гражданству РФ, осуществляют регистрацию приобретенного или прекращенного гражданства РФ в предусмотренных законом случаях;

5. Осуществляют исполнение решений по вопросам гражданства.

Изменение гражданства РФ (приобретение или прекращение) осуществляется либо в порядке регистрации (упрощенный порядок), либо в случаях не подпадающих под регистрационный порядок, путем подачи ходатайств на имя Президента РФ.

При изменении гражданства в порядке регистрации заинтересованным лицом подается заявление, решение по которому принимается соответствующим органом внутренних дел или Министреством Иностранных дел, дипломатическим представительством, консульским учреждением.

Срок рассмотрения заявления не может превышать 6 месяцев. Решение соответствующего органа оформляется заключением, которое может быть обжаловано в суде в месячный срок.

В случае не подпадающем под регистрационный порядок, заинтересованным подается ходатайство на имя Президента РФ. Срок рассмотрения ходатайства не может превышать 9 месяцев. Результат рассмотрения ходатайства оформляется Указом Президента РФ и обжалованию не подлежит.

Гражданство РФ считается прекращенным со дня решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ.

Согласно « Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ » от 10.04.92 г., выход из гражданства по ходатайству происходит следующим образом (глава 2 п. 11) :

Граждане РФ предоставляют в органы внутренних дел или консульские учреждения по месту постоянного проживания следующие документы;

¨ ходатайство на имя Президента РФ;

¨ копия свидетельства о рождении и браке заявителя.

Для лиц, проживающих или имеющих намерение поселится в стране, не связанной с РФ договорными обязательствами об оказании правовой помощи, включающей взаимное признание и исполнение судебных решений, документы, включающие личную декларацию, об отсутствии неисполненных имущественных обязательств перед физическими и юридическими лицами РФ.

Российские граждане состоящие на воинском учете, предоставляют в отдел внутренних дел по месту постоянного проживания справку из военного комиссариата о том, что лицу, ходатайствующему о выходе из гражданства, не направлена повестка о призыве на срочную службу.

Если заявитель одновременно ходатайствует о выходе из гражданства РФ несовершеннолетних детей, то в зависимости от обстоятельств предусмотренных законом представляются :

¨ копия свидетельства о рождении, установление опеки или попечительства, лишения родительских прав;

¨ письменное согласие сторон на прекращение гражданства ребенка, или один из родителей или опекунов остается Российским гражданином;

¨ документ, выдаваемый полномочным органом другого государства, о готовности предоставить гражданство ребенку, один из родителей который остается гражданином России;

¨ письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на изменение гражданства.

Пункт 12 « Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ » гласит :

Российские граждане, на которых распространяется положения ст.23 п.«б» Закона о гражданстве предоставляют по месту постоянного проживания следующие документы :

¨ документы, подтверждающие принадлежность к иному гражданству супруга — заявителя, либо одного из его родителей или детей;

¨ копии свидетельств о браке и рождении.

Если заявитель проживает или намерен поселиться в стране, несвязанной с РФ договорными обязательствами об оказании правовой помощи, включающей взаимные признания и исполнение судебных решений, представляет документы, включающие личную декларацию, об отсутствии неисполненных имущественных обязательств перед физическими и юридическими лицами РФ. Граждане состоящие на воинском учете представляют в органы внутренних дел по месту постоянного проживания справку из военного комиссариата о том, что заявителю не направлена повестка о призыве на срочную службу.

Если заявитель одновременно ходатайствует о выходе из гражданства РФ несовершеннолетних детей, то в зависимости от обстоятельств предусмотренных законом представляются :

¨ копия свидетельства о рождении, установление опеки или попечительства, лишения родительских прав;

¨ письменное согласие сторон на прекращение гражданства ребенка, или один из родителей или опекунов остается Российским гражданином;

¨ документ, выдаваемый полномочным органом другого государства, о готовности предоставить гражданство ребенку, один из родителей который остается гражданином России;

¨ письменное согласие детей в возрасте от 14 до 18 лет на изменение гражданства.

Согласно главы 3 « Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ » отмена решения о приеме в гражданство допускается :

При установлении подтвержденным судебным решением факта приобретения лицом гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов МВД республики в составе РФ, ГУВД или УВД либо дипломатическое представительство или консульское учреждение выносит заключение, которое вместе с материалами о приеме данного лица в Российское гражданство направляет соответственно в МВД России или МИД России, а затем в комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

Согласно Главы 4 « Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ » выбор гражданства — оптация, допускает :

1. Установление принадлежности к Российскому гражданству лиц, постоянно проживающих на территории РФ, осуществляет ОВД по личному заявлению этих лиц или по инициативе государственных органов в случаях, когда возникают сомнения относительно принадлежности к Российскому гражданству. Если у лица ходатайствующего об установлении принадлежности к гражданству РФ, имеются несовершеннолетние дети, то одновременно с проверкой и установлением гражданства родителей проверяется и устанавливается гражданство его детей.

2. В отношении лиц на которых распространяется положение (ст.20 ч.2 «Закона о гражданстве РФ») прибывших на территорию РФ с заявлением об оставлении на постоянное место жительства, установление принадлежности к этой группе лиц проводится одновременно с решением вопроса об оставлении их на постоянное место жительства.

3. По итогам определения МВД Республики в составе РФ, ГУВД или УВД выносит мотивированное заключение, которое утверждается руководителем соответствующего органа и направляется в МВД РФ. Результаты определения принадлежности к гражданству проводимые по личному заявлению граждан или по инициативе государственных органов доводятся до их сведения.

4. Принадлежность к гражданству лиц постоянно проживающих за пределами РФ, устанавливается консульскими учреждениями на основании доказательств, подтверждающих Российское гражданство, а в случаях их отсутствия — на основании доказательств, подтверждающих принадлежность в прошлом к гражданам СССР и факт их постоянного проживания на территории РФ непосредственно перед выездом за пределы бывшего СССР.

Список используемой литературы :

1. Д.Б.Катков, Е.В.Корчиго «Конституционное право» (Учебное пособие), 1999 год.

2. Закон о гражданстве РФ.

3. «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ».

4. Ю.Л.Шульженко «Хрестоматия по Конституционному праву РФ», 1997 год.

Курсовая работа Порядок прекращения гражданства.doc

Гражданство — устойчивая политико-правовая связь человека и государства , выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Гражданство является одним из институтов конституционного права и находит своё закрепление в конституции (основном законе) государства и иных нормативно-правовых актах.

В данном курсовом исследовании будет рассматриваться общие понятия о гражданстве Российской Федерации (РФ) и Молдавской Приднестровской Республики (ПМР), но основная тема данного исследования – это порядок прекращения гражданства РФ и ПМР.

Тема гражданства как никогда актуал ьна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы. К сожалению не все государства получают признание и статус субъекта международного права, например как Приднестровская Молдавская Республика, из–за чего у граждан возникает необходимость в приобретения второго гражданства, других признанных государств. Наличие гражданства соответствующего государства является естественным состоянием для человека. В основном граждане нашей республики приобретаю гражданство РФ, и в дальнейшем имеют все права и обязанности гражданина РФ.

Население России включает не только граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на ее территории, но и граждан России, постоянно проживающих за границей. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое. Гражданином государства лицо является не в силу проживания его на территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.

Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федерации и Конституционным законом Приднестровской Молдавской Республики «О Гражданстве Приднестровской Молдавской Республики» от 23 июля 2002г. и Федеральным законом Российской Федерации «О гражданстве» от 31 мая 2002г., а так же некоторыми подзаконными актами. Понятие гражданства РФ сформулировано в соответствии с ст. 3 ФК РФ «О гражданстве»: «Гражданство РФ – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей», соответственно понятие гражданства ПМР сформулировано в Конституционном законе – «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека». 1

На различных этапах исторического процесса в России и ПМР специфическим образом видоизменяются составляющие правового статуса человека, такие как: общая правоспособность, основные права и свободы, обязанности и принципы правового положения индивидов. С течением времени неизменным остается предназначение института гражданства, юридическое содержание которого определяет характер отношений между государством и индивидом, а также порядок взаимодействия этих категорий субъектов. В глобальном плане современные социально-политические изменения способствовали возникновению серьезных проблем и острых противоречий в системе российского гражданства. В силу этого совершенствование юридических основ института гражданства и механизмов правового регулирования отношений определяемых его содержанием, в настоящих условиях имеет для РФ и ПМР особую значимость.

Объектом курсового исследования является совокупность общественных отношений между личностью и государством, связанных с гражданством.

Предметом исследования является совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих обеспечение права на гражданство в Российской Федерации и Приднестровской Молдавской Республике.

В ходе исследования будут рассмотрены следующие задачи:

  1. общая характеристика института гражданства;
  2. исследование особенностей порядка приобретения гражданства.

Цель исследования является освещение вопросов, касающихся института гражданства, как одного из основных в правовой системе демократического правового государства и исследование способов прекращения гражданства РФ и ПМР.

В данной работе использовались следующие методы исследования: изучения и сравнения законов, регулирующих институт гражданства, Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федерации.

Правовую базу составляет законодательство Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федерации, регулирующие вопросы гражданства, международные пакты и конвенции.

Теоретическую базу курсового исследования составили труды видных Российских учёных, в области конституционного, международного права: Козлов Е. И., Кутафин О. Е., Лазарева В.В., Маклаков В.В., Гуревич А. Я., Баглай. М. В., Габричидзе Б. Н., Авакьян С.А., Мюллерсон Р.А. , а также ученых – историков: Исаев И.А., Кобрин В. Б., Лимонов Ю.Л., Насонов А.Н.

Научная новизна обусловлена тем, что проблема гражданства до сих пор не решена однозначно и не исчерпана.

Глава 1. Общие положения о гражданстве РФ и порядок прекращения гражданства

1.1 Общие положения о гражданстве РФ

Согласно Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» 2 . Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к государству и регулирование отношений по поводу него.

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

В Федеральном законе от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации 3 .

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иные документы, содержащие указание на гражданство лица.

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • ФМС России Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации

Гражданами Российской Федерации являются:

  1. лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»,
  2. лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» 4 .

1.2 Основания и порядок прекращения

Согласно ст.18 ФЗ «О гражданстве» от 31 мая 2002г. основаниями для прекращения гражданства являются 5 :

1) вследствие выхода из гражданства;

2) по иным основаниям предусмотренным законом или международным договором РФ (отмена решения о приеме в гражданство, оптация).

Согласно Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его, а также гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству. Согласно обычной норме международного права, государство обязано принять своего гражданина, находящегося за рубежом, если государство пребывания или какое-либо другое государство не желает оставлять его на своей территории. Лишение гражданства предотвращает возможность возникновения такой ситуации. Вместе с тем существует обычная норма международного права, запрещающая произвольное лишение гражданства. Впервые это положение было закреплено в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека:

«1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». 6

Выдача (экстрадиция) лица одним государством другому производится по просьбе заинтересованного государства в связи с необходимостью проведения следствия в отношении данного лица, суда над ним или исполнения приговора. Выдача осуществляется на основании международного договора либо по усмотрению государства, к которому обращена просьба о выдаче. В последнем случае, если выдача осуществляется, это делается на основании так называемой международной вежливости, а не правовой обязанности, вытекающей из договора. Как правило, имеются определенные ограничения выдачи, обусловленные международными договорами, обычаями и внутренними правилами того или иного государства. Например, не подлежат выдаче лица, обвиняемые в совершении политических преступлений. В принципе, государства могут допускать выдачу собственных граждан. Однако в законодательстве различных государств преобладает тенденция невыдачи собственных граждан, получившая отражение и в договорной практике. Правило невыдачи своих граждан ни в коем случае не должно рассматриваться как поощрение безнаказанности преступных действий. Государство, не выдавшее своего гражданина, который совершил преступление, судит его по своим законам.

А теперь подробнее о каждом основании прекращения гражданства:

а) выход из гражданства — это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Конституцией РФ лицам гарантируется право изменить свое гражданство. Это означает не только приобретение, но и выход из российского гражданства. Изменение гражданства возможно только на основе свободного волеизъявления лица и не может быть актом односторонним, поскольку гражданство характеризуется взаимной связью и обязанностью личности и государства.

При выходе из гражданства Российской Федерации на основании ч. 1 ст. 19 Федерального закона лица, проживающего на территории Российской Федерации, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов. При выходе из гражданства Российской Федерации на основании ч. 2 ст. 19 Федерального закона лица, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением представляются 7 :

  • документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);
  • документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);
  • документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации;
  • документ налогового органа Российской Федерации (по последнему месту жительства заявителя на территории Российской Федерации) об отсутствии задолженности по уплате налогов.

При выходе из гражданства Российской Федерации на основании части третьей статьи 19 Федерального закона ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой — является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих родителей или единственного родителя представляются 8 :

  1. Понятие гражданства…………………….………………………… …. 6
  2. Приобретение гражданства………………..….………………..… …….11
    1. Гражданство по рождению………………..…………………………….12
    2. Прием в гражданство в общем порядке……..…………………………13
    3. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке…………………………………………………. … …………………..14
    4. Восстановление в гражданстве Российской Федерации……..……….16
  3. Прекращение гражданства…………………………………..………… .18

Список использованных источников. . . 25

В Федеральном законе от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О Гражданстве Российской Федерации» 1 – сформулировано понятие гражданства: «гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей». Закон «О гражданстве Российской Федерации» 2 имеет огромное значение, так как этот документ, являясь основным регулятором норм гражданства, внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах. Иными словами гражданство становится тем необходимым условием, которое является обязательным для того, что бы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности признаваемые за гражданином. Кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами.

Таким образом, гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Правовой характер связи лица с государством, образующий отношения гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Гражданином государства лицо является не в силу проживания его на территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. В государственных законах устанавливаются основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок принятия этих вопросов.

Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их государством в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

В течение 2002-2003 года в России было сформировано новое законодательство, регулирующее основные положения института гражданства. Принятие нового закона о гражданстве, вступившего в силу с 01 июля 2002 года продиктовано, прежде всего, необходимостью приведения законодательства в этой сфере в соответствие с Конституцией Российской Федерации 3 . Такие социально-политические изменения способствовали возникновению серьёзных проблем и острых противоречий в системе российского гражданства, что ставит актуальной проблему конституционно-правового анализа этого института в связи с отмеченными изменениями законодательства.

Цели данной работы заключаются в проведении комплексного анализа юридической природы и содержания приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации.

Указанными целями обусловлена постановка и решение следующих задач:

— исследовать понятие гражданства, его основные особенности и значение;

— рассмотреть основания приобретения гражданства (по рождению, в общем порядке, в упрощенном и т.д.);

— исследовать основания и порядок утраты российского гражданства.

Раскрытие темы производится с позиций общенаучных методов (социологический, системный, структурно-функциональный, конкретно-исторический, статистический), общелогических методов теоретического анализа, частнонаучных методов (сравнительного правоведения, технико-юридического анализа, конкретизации, толкования).

Однако предназначение института гражданства, юридическое содержание которого определяет характер отношений между государством и индивидом, а также порядок взаимодействия этих категорий субъектов, с течением времени остается неизменным. В силу этого совершенствование юридических основ института гражданства и механизмов правового регулирования отношений определяемых его содержанием, в настоящих условиях имеет для Российской Федерации особую значимость.

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

В монархических государствах употребляется термин «подданство», который формально устанавливает личную верность монарху, но фактически равнозначен гражданству. Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государства, всех обязанностей, установленных конституцией и закона ми. В то же время граждане обладают в отношении государства определенными правами и могут требовать от него защиту своих прав.

Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, распространенные и в Российской Федерации, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Законодательство об иммиграции и гражданстве, судебная практика по этим вопросам весьма развиты. Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами) 4 .

В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, в то время как во многих федеративных государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации. На него, следовательно, распространяются не только федеральные законы, но и законодательство данного субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, а кроме того, имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами федерации (например, в сфере действия налогового, уголовного, семейного законодательства). Такое положение характерно и для Российской Федерации.

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство — такие лица называются бипатридами 5 .

Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.

Мировое сообщество единодушно в своем негативном отношении к безгражданству, т. е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое гражданство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов). Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.

Это предписано международной Конвенцией о сокращении без- гражданства 1961 г. (вступила в силу 13 декабря 1975 г.), принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 6 .

В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений. Одновременно (1963 г.) Совет Европы принял Конвенцию о сокращении случаев многогражданства, устанавливающую, что в определенных случаях лицо, приобретшее новое гражданство, утрачивает старое. Правовой статус апатридов регулируется международной Конвенцией о статусе апатридов 1951 г. (вступила в силу 6 июня 1960 г.). Следуя этим международно-правовым актам, Российская Федерация способствует сокращению безгражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.

Весьма частым случаем возникновения безгражданства служит заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, и рождение у них детей. Немалые трудности возникают также при разводе и связанном с ним разделении имущества.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, правовое положение лиц без гражданства приравнивается к статусу иностранцев. В соответствии с законом Россия поощряет приобретение своего гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими гражданства другого государства.

В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции) 7 . Установлено, что гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В главе «Права и свободы человека и гражданина» содержатся еще две важные гарантии гражданства (ст. 61) 8 . Во-первых, гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству. Во-вторых, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Следовательно, теперь не может быть речи о высылке нежелательного для властей гражданина, как это не раз бывало в прошлом. Более того, никакие органы не вправе не принять в страну ее гражданина, находящегося за рубежом и желающего вернуться на Родину.

Невыдача гражданина России, совершившего преступление на территории и по законам другого государства, не означает, что данное лицо освобождается от ответственности. Российская Федерация, как это предусматривается в международных договорах о правовой помощи, обязана судить такое лицо по своим законам и информировать об этом заинтересованную сторону. Что же касается выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его государству, то это возможно также при наличии договора между двумя государствами или по решению компетентных российских органов как проявление доброй воли.

Гражданам РФ, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации. Органы государственной власти, дипломатические представительства и консульские учреждения, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан РФ, а также возможность защищать свои права и охраняемые законом интересы 9 .

Вопросы гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции от 18 июля 2006 г.) 10 . Гражданство Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, является единым. Об этом снова напоминает п. «в» ст. 71 Конституции, который относит гражданство в Российской Федерации к ведению Российской Федерации 11 .


Статьи по теме