Разряды Частиц Презентация 7 Класс

      Комментарии к записи Разряды Частиц Презентация 7 Класс отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Разряды Частиц Презентация 7 Класс. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Разряды Частиц Презентация 7 Класс.rar
Закачек 2489
Средняя скорость 4303 Kb/s
Скачать

Урок для учащихся 7 класса разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные взаимосвязанные в зоне общих идей. В основе данного урока лежит возможность каждого ученика полностью самостоятельно или с определенной степенью помощи достигать конкретных целей урока в процессе работы, с алгоритмом.

Воспитательная задача реализуется через работу с текстом о необходимости утренней зарядки и независимостью выбора от других людей здоровый образ жизни.

Материалы словарной работы также были объединены темой спорта, сообщение о параолимпийских соревнованиях содержало региональный компонент.

Развивающая задача урока реализуется через работу с текстом, содержащим теоретический материал урока и на индивидуальных листах, используя алгоритм выполнения задания. Используется метод самопроверки, самоконтроля выполнения задания по ключу.

Обучающая задача осуществляется через выполнение заданий по нахождению в предложениях глаголов-сказуемых и определения их форм, образованных с помощью формообразующих частиц: через выполнение заданий по определению роли смысловых частиц в предложении (дополните смысловыми частицами высказывания классиков): через выполнение заданий по определению значения частицы «не»; через обобщение полученных знаний, работая с текстом.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно.

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Знаете вы? В состав русского языка входит 149 частиц. Это на 121 больше, чем, например, в немецком языке, определяемом как «язык частиц». ли

же -с -то -таки зато то -ка если ежели ли с бы тоже чтобы -нибудь -де

же -с -то -таки зато то -ка если ежели ли с бы тоже чтобы -нибудь -де

Раздельное и дефисное написание частиц

Сатиры смелый властелин Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 — 1889) Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор журнала «Отечественные записки». «…я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей»

Сказки для детей изрядного возраста М.Е. Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика со злободневной политической действительностью и наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности его сатиры.

Сатира – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, гневное, обличающее изображение пороков человека или общества. Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Эзопов язык – язык иносказаний. От имени древнегреческого баснописца Эзопа, жившего, согласно легенде, в VI в. до н. э. Создатель жанра басни был мастером иносказания. Он облекал самые смелые политические намеки в невинную форму рассказа о животных. Салтыков-Щедрин виртуозно владел эзоповым языком.

Сказка «Верный Трезор» Лабаз — помещение для хранения зерна, муки. Недрёманное око — о человеке, проявляющем неустанную заботу о ком-либо, оказывающем постоянное внимание кому-либо. Пристав (истор.) – начальник полиции в царской России. Частный — то же, что участковый пристав. Воззриться – пристально, упорно уставиться глазами. Содом – шум, крик, гам, или спор, брань. Благонамеренный – придерживающийся официального образа мыслей.

Сказка «Верный Трезор» Разопсеть – стать бесстыжим, дерзким. Непреоборимость – непобедимая сила обстоятельств. Челядь – при крепостном праве: дворовые слуги помещика. Вашескородие – (вашскородь вашбродь,) – упрощенный официальный титул царского офицера (ваше благородие, ваше высокоблагородие),подчеркиваю-щий разницу в сословных правах. Дескать – (част.) употребляется при передаче чужой речи. Приказчик – управляющий имением помещика.

Раздельное написание частиц бы (б) почитал бы, если б же (ж) здесь же, однако ж ли (ль) навряд ли, едва ль ведь так ведь вон вон там вот вот так даже даже он мол принес, мол слитно, если частица в составе цельных слов, например: чтобы, также, неужели и др.

Дефисное написание частиц -то кто-то -либо что-либо -нибудь чей-нибудь кое- (кой-) кое-как -ка (-кась) скажите-ка -де он-де -с да-с -тка Поди-тка, попляши! -тко ну-тко, попробуй

Частица Пишется через дефис: а) после наречий: довольно-таки; б) после глаголов: явился-таки; в) после частиц: неужели-таки. В остальных случаях пишется отдельно: старик таки добился своего. -таки

Это интересно Частица произведена от слова «сударь». Придает оттенок подобостра- стия, угодливости: Хлестаков. Знаете ли что? Дайте их мне взаймы. Аммос Федорович. Как же , как же … с большим удовольствием. Н.В. Гоголь -с -с -с

Это интересно Частица употребляется при передаче чужой речи, а также в значении глагола говорит и в значении частиц дескать, мол. Прочитали вслух указ И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян – Так велел царь Салтан. А.С. Пушкин -де -де

Это интересно Частица ,выражающая сомнение, произошла от сращения предлога в и существительного ряд. с ним (с ними) (книжн. неодобр.) – и те, которые с ним (с ними), единомышленники. Выражение старославянское, из церковных книг, где иже (устар.) — местоимение в значении «который, которые». Оно образовано сращением местоимения и -«он» и частицы же. ли ряд в И же

Сказка «Премудрый пискарь» Согласно нормам правописания XIX века – пискарь, а не пескарь. Моцион – прогулка, движение на свежем воздухе. Шабаш – довольно, будет, кончено, баста. Гоголем проплыть – держаться гордо, осанисто. Хворый – больной, болезненный. Обыватель – человек, лишенный общественного кругозора, живущий только мелкими личными интереса- ми.

ПИШИ ПРАВИЛЬНО Частица Другая часть речи раздельно дефис если б он бы так же, как что бы было перевелся бы когда же к тому же кой-чего все-то что-то норы-то страху-то вылезу-ка ну-тка дай-ка кто-нибудь чтоб то – то тоже потому что щука ли рак ли

Домашнее задание «Вот кабы все так жили, как этот премудрый пискарь живет… А ну , в самом деле, что бы тогда было?» Напишите мини-сочинение. Используйте в нем частицы, подчеркните их. -тка

Презентация выполнена к уроку русского языка в 7 классе, состоит из 20 слайдов и используется для объяснения нового материала по теме «Частицы».

  • определение понятия «частица»,
  • классификацию частиц по значению (разряды частиц) и структуре,
  • происхождение некоторых частиц,
  • примеры использовании частиц в речи и литературных произведениях на примере сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Верный Трезор» и «Премудрый пискарь».

Презентация иллюстрирует правила написания частиц (слитное, дефисное, раздельное)

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАртем Галамов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Тема: Разряды частиц Класс: 7 Учитель:Гончаренко Ильсия Эседулловна.» — Транскрипт:

1 Тема: Разряды частиц Класс: 7 Учитель:Гончаренко Ильсия Эседулловна

2 Цели урока: 1.знакомство учащихся с грамматическими характеристиками частиц и с их семантикой, особенностями функционирования в разных стилях речи, ролью в организации предложения и текста; 2.организация творческой и исследовательской деятельности школьников через поиск, путем постановки серии проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций

3 Частица – служебная часть речи, которая придаёт различные дополнительные оттенки словам или предложениям или служит для образования форм слова. По значению частицы делятся на -формообразующие, -отрицательные, -модальные.

4 Формообразующие частицы служат для образования форм: а)условного и повелительного наклонения глагола : хотел бы прочесть книгу, да здравствует солнце, да скроется тьма; б)степеней сравнения имён прилагательных и наречий: более аккуратный человек. Частицы служат так же для образования неопределённых местоимений — -то, кое-, -нибудь, -либо: кто-то, какой-нибудь, кое-что и др. По своей роли такие частицы сближаются с морфемами. Отрицательные частицы: не, ни, нет. НЕ презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его! Нет, я не сдамся! Вокруг ни души! Не видно ни кустика!

5 Модальные частицы придают всему предложению или отдельным словам различные оттенки. Указательные: вот (а вот), вон (а вон).Вот мой дом родной. Вон там стоит мой дом. Уточняющие: именно, как раз, точно, ровно. Именно это я и хотел сказать. Выделительно-ограничительные: лишь, только,исключительно,единственно, только лишь, почти, разве лишь. Лишь это задание я не смог выполнить. Усилительные: даже, же, ведь, всё-таки, ни, всё, всё же. Вы даже представить себе не можете! Утвердительные: да, так, ага. -Напишешь письмо? – Ага. Вопросительные: ли, разве, неужели, да, да ну. Прочитали ли вы эту повесть? Сомнительные: вряд ли, едва ли. Вряд ли это возможно. Восклицательные: что за, как. Что за прелесть эти сказки! Смягчение требования: -ка. Скажи-ка, сколько времени.

6 Второй этап анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты. Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке. Неужели, дятел? Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей. Так ты птица осоед. Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок. Как раз гусениц и личинок любят дрозды. Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога. Ну тогда ты, наверное, лесная мышь. Вот еще мышь! Бывает, я даже сама ем мышей. Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка. Куда уж кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу. Ладно, ты цапля. Где уж цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца. Точно, куница! Вот именно не куница. Куница мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы. Скорее всего ты -свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку! Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. (по Н. И. С л а д к о в у).

7 Организовать исследовательскую деятельность школьников на основе этого текста позволяют следующие вопросы и задания:Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским («Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты»). Какое точнее, удачнее? Почему?Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. — Вот еще лесная мышь! Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано сжато, энергично? Какими средствами? Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора (к тому, о чем говорится) и к собеседнику?Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них? Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующему предписанию: Роль частиц в предложении и тексте: 1.Укажите частицу (или сочетание частиц). 2.С какой целью употреблена частица в предложении (в тексте)?

8 1) Для образования наклонения глагола. 2) Для выражения значений модальности (каких?). 3) Для внесения в предложение значения утверждения или отрицания. 4) Для оформления предложения по цели высказывания. 5) Входит в структуру предложения как необходимый компонент («Пойдем?» — «Давай». — согласие; «Лентяй он». — «Ну уж» — сомнение). 6) Связывает части предложения, его члены или целые предложения.

9 Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте? 1.В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы: Ну да, так-таки, идет разговорные, аж эк, ага, ишь, вишь просторечные.На что указывают эти пометы? Можно ли просторечные и разговорные частицы употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных слов встречаются в вашей речи? Замените просторечные частицы синонимичными нейтральными. 2.Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

10 Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного и не подготовленного заранее общения собеседникам нужно не просто передать определенную информацию, но одновременно выразить свое отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается сделать с помощью частиц. В разговорном стиле используются частицы всех разрядов, причем и такие, которые не принято употреблять, в других стилях.

11 Третий этап урока конструирование микротекстов по предложениям. Вопросы и задания: 1.Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? Как вы это установили? 1) Я приглашаю вас сегодня в гости. 2) И я приглашаю вас сегодня в гости. 3) Я приглашаю И вас сегодня в гости. 4) Я приглашаю вас И сегодня в гости.

12 2.Какой частью речи является и в этих предложениях? Аргументируйте свое мнение. (Частица, так как союз связывает однородные члены или части сложного предложения.) 3.Сконструируйте микротекст по каждому предложению. Какие получились микротексты: одинаковые или разные? Почему?

13 4.Сделайте выводы: 1)Могут ли частицы «путешествовать» по предложению? Произвольна ли позиция частицы в высказывании? 2) Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать, о чем говорилось прежде, и предсказать продолжение текста? Докажите своими примерами.

14 Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом, словосочетанием и даже целым высказыванием, которое важно, значительно для автора.

15 Прочитайте предложение. Произведите его синтаксический разбор. В нашем классе девочки коллекционируют марки, а мальчики марок не коллекционируют. Замените сложное предложение простым, сохранив основную информацию.

16 В нашем классе т о л ь к о девочки коллекционируют марки. Придумайте свой пример, доказывающий, что частицы помогают сжать информацию, превратить сложное предложение в простое.

17 Четвертый этап урока лингвистический эксперимент. Его цель обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте. Прочитайте выразительно текст. Какие факты показались вам интересными? У птиц забавные встречаются имена. Поверишь, что водится птица поганка. Поганка рогатая. И птичка завирушка есть. Или юла. Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и чечевица. А плохое название чиж или чечетка? Непонятными будут для вас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? Названия-прозвища лучше всего! (По Н. И. С л а д к о в у).

18 Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Докажите целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы.

19 (Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка есть. Или (просто) юла. (А вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечетка? (Неужели) непонятными будут для вас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Все-таки) названия-прозвища лучше всего! (По Н. И. С л а д к о в у).

20 Сравните ваш вариант с текстом Н.И.Сладкова. Какой интереснее, богаче, точнее? Почему? Отредактируйте свой текст. Прочитайте его выразительно. Определите значение каждой употребленной вами частицы. Укажите предложения, в которых частицы относятся к одному слову (какому?), к словосочетанию, ко всему предложению. Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.

21 Дифференцированное домашнее задание по вариантам. 1 в а р и а н т проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы. Термин «частица» является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов). Около 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин «частица» стал употребляться и в узком значении, для именования конкретной части речи. Какая точка зрения, по вашему мнению, более убедительная? Почему?

22 2в а р и а н т работа над школьным учебником. На уроке мы убедились, что в школьном учебнике скупо рассказано об интересных служебных словах частицах. Вы знаете, что сейчас ученые, педагоги работают над новыми школьными учебниками. Представьте себе, что и вам предложили принять участие в конкурсе на лучший учебник. Что и как вы бы написали о частицах? Можно написать теоретический параграф, составить план, по которому школьникам легко будет изучать частицы, или сочинить лингвистическую миниатюру в стиле Ф.Кривина. Не забудьте об интересных примерах!

23 3 в а р и а н т лингвистический эксперимент (по аналогии с классной работой). Дополните текст нужными частицами, докажите их уместность. Сделайте вывод о роли частиц в тексте данного стиля (какого?). Зацвела ива гости со всех сторон. Кусты и деревья голые, серые, ива среди них букет. Золотой букет. Каждый ивовый цветок пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь пожелтеет палец, щелкнешь золотой дымок запарит. Понюхаешь мёд. (По Н. И. С л а д к о в у).

24 4в а р и а н т лингвистическая миниатюра. Прочитайте внимательно и выразительно лингвистическую миниатюру «Мягкая частица». Какие характерные признаки частиц называются? Слово КА мягко обижено на целый свет. За то, что его постоянно путают с какими-то кое или нибудь, которые примазываются к словам, держатся за них своей черточкой, хотя вовсе и не являются словами, даже служебными. А частица КА слово, служебное слово. Оно тоже пишется через черточку, но это совсем другая черточка: между словами, а не внутри слова. И сама частица КА особенная, не похожая на другие частицы. В школьном учебнике она одна-единственная уважительно помещена в собственную рамочку, а все другие частицы группами, разрядами. И только одна частица КА занимается индивидуальным трудом: служит для смягчения требования, старается сгладить строгость слишком резких слов. Вспомните, когда мы употребляем формы прочитай-ка, спой-ка, сядь-ка, — тогда, когда просим что-нибудь сделать, а не приказываем. Поэтому КА вместе со своей черточкой имеют очень мягкий, застенчивый, просительный характер. Составьте аналогичный рассказ о какой-нибудь другой частице.

25 5в а р и а н т конструирование текстов. Составьте три текста (не более пяти предложений в каждом) на темы: «Весна пришла» (без частиц), «Скорей бы весна пришла. » (с формообразующими и отрицательными частицами), «Вот и весна красна пожаловала» (с модальными частицами).

26 6в а р и а н т стилистический эксперимент. Составьте текст научного стиля, сохранив в нем основную информацию данного стиля (какого?). Укажите частицы в каждом тексте, определите их разряды. -Разве вы не знаете, что такое табло? -Так это же сигнальный щит, на котором показываются какие-нибудь результаты. -А как именно они показываются? -Да только автоматически.


Статьи по теме