Роль Сми в Политической Жизни Общества Доклад

      Комментарии к записи Роль Сми в Политической Жизни Общества Доклад отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Роль Сми в Политической Жизни Общества Доклад. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Аудиокниги».

Роль Сми в Политической Жизни Общества Доклад.rar
Закачек 3859
Средняя скорость 5631 Kb/s
Скачать

«Средства массовой информации и их роль в политической жизни общества»

Выполнил: студент группы ХХХХХХ Ф.И.О.

Проверил: преподаватель кафедры СиП Лях В.И.

2.1. Что такое СМИ? . 4

2.2. Роль СМИ в политической системе . 5

2.3. Многообразие функций СМИ . 7

2.4. Способы манипулирования СМИ . 8

2.5. Тенденции воздействия СМИ на общественное мнение . 11

2.6. Теледемократия . 14

2.7. Взаимоотношение СМИ и властных структур . 17

III. Заключение . 23

IV. Список использованных материалов . 24

Наверное, каждый из нас может согласиться с тем, что средства массовой информации (или коротко – СМИ) оказывают определенноевлияние на политику. Одни считают, что это влияние очень мало, «стремится к нулю», — как сказали бы математики, — что средства массовой информации есть лишь своеобразные зеркала политической и экономической жизни общества, отражающие всю действительность происходящих событий. Но гораздо больше тех, кто утверждает обратное: влияние СМИ на политическую жизнь общества весьма существенно. Чем шире распространяются эти средства (раньше это были журналы и газеты, затем радио и телевидение. теперь даже рассылки новостей на мобильный телефон или пейджер!), тем все сильнее и сильнее становится их влияние. А то, на сколько велико это влияние, и будет изложено в моем реферате.

II. Основная часть

2.1. Что такое сми?

С большой долей уверенности можно сказать, что средства массовой информации – это важнейший институт политической системы. В последнее время их все ча­ще именуют «четвертой властью» 1 . Политика в большей мере, чем дру­гие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена. Если экономика может функцио­нировать на основе рыночного саморегулирования, то политика не­возможна без опосредованных форм общения (газет, радио, телевиде­ния и др.). Коллективный характер реализуемых в политике целей тре­бует их обязательного осознания разделенными в пространстве граж­данами, координацию их поведения. Это практически недостижимо при непосредственном общении с людьми, здесь нужны специальные средства информации. Эти средства и называют средствами массовой информации (СМИ), средствами массовых коммуникаций (СМК) или масс-медиа.

СМИ представляют собой учреждения, создаваемые для сбора, обработки и открытой, публичной передачи с помощью специальных технических средств различной информации для широких слоев народа.

Необходимо оговориться, что принято отличать средства массовой информации от средств массового воздействия (театра, эстрады, художественной литературы и др.). Средства массового воздействия, в отличие от средств массовой коммуникации, не имеют признака систематического, регулярного включения аудитории, обращение к ним носит эпизодический характер. Но их объединяет «социальная среда, в которой они функционируют, использование языка в качестве способа передачи информации, наличие технических средств тиражирования и распространения информации, возможность сознательного регулирования процесса коммуникации».

К СМИ относятся пресса, радио, телевидение, массовые справочники, кино-, звуко-, видеозаписи, а также и некоторые иные способы коммуникации. В последнее время в Интернете появилось много специальных сайтов, отображающих на своих страницах ленты последних новостей 1 . Многие из них даже предлагают бесплатно подписаться на рассылку новостей по электронной почте (E-mail). Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудио-визуальные СМИ, прежде всего телевидение (сегодня практически каждая семья располагает телевизором).

Наиболее мощное воздействие телевидения объясняется рядом причин. Важнейшей из них является присущее телевидению свойство, назы­ваемое «визуальным давлением», то есть зрительным образом информа­ции. Поскольку научная и другая серьезная информация плохо совмес­тима с экранным изображением, то она остается для печатных комму­никационных средств и радио. Общая тенденция современного мира — растущее влияние ТВ и относительное ослабление воздействия на насе­ление печатной продукции и радиопередач. Так, например, в Германии граждане тратят в 5,3 раза больше времени на просмотр телевидения, чем на чтение газет. В Пермской области от 60 до 90% (. ) свободного вре­мени взрослые люди проводят у телевизора (обленились совсем!). Телевидение лидирует среди других СМИ и по силе убеждающего воздействия, доверия граж­дан, ибо люди склонны больше верить глазам своим, чем услышанному или прочитанному («Лучше один раз увидеть, чем десять раз услы­шать»). Другой причиной является огромное повышение цен на газеты, журналы, книги (особенно в России), существующая иллюзия «бесплатности» 2 телевидения.

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) — это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

Воздействие СМИ на общественное мнение получило название «манипуляция сознанием». Это явление очень распространено на Западе, в России, в развитых странах Азии. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иными словами, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться. Стоит отметить, что особенно хорошо это удается телевидению. Во-первых, в силу большей распространенности, чем другие СМИ, во-вторых, в силу качественно иных возможностей. Человек все-таки больше верит глазам, нежели ушам. Таким образом, важно, чтобы люди верили в нейтральность основных социальных институтов. Они должны верить, что правительство, средства массовой информации, система образования и наука находятся за рамками конфликтующих социальных интересов, а значит, сможет урегулировать ситуацию и защитить интересы граждан. Правительство, в особенности федеральное, занимает главное место в мифе о нейтралитете. Миф предполагает честность и беспристрастность правительства в общем и его составных частей: парламента, системы судебных органов и президентской власти. А такие проявляющиеся время от времени явления, как коррупция, обман и мошенничество, принято относить за счет человеческих слабостей, сами по себе институты выше подозрений. Фундаментальная прочность всей системы обеспечивается тщательно продуманной работой ее составных частей. Считается, что средства массовой информации также должны быть нейтральны. Прежде всего для того чтобы придать гласность существующей действительности. Некоторые отклонения от беспристрастности в подаче новостей признаются, но пресса уверяет нас, что это не более чем ошибки, допущенные отдельными людьми, которые нельзя считать недостатками в целом надежных институтов распространения информации.[9, стр.365]

Стоит отметить, что основная роль манипуляции сознанием состоит не только в контроле общественного мнения, но и в ее интеграции в общество, прежде всего для того чтобы направить общественное сознание в нужное русло и дать установку на определенные ожидаемые реакции на те или иные события. Интегрированное мнение должно восприниматься за свое — в этом основная мысль, оно должно быть настоящим, не навязанным, а именно возникшим у человека естественным путем анализа полученной информации. Кто-то может сказать, что это обман. Отметим, что не всегда стоит воспринимать манипуляцию общественным мнением как негативный фактор. Сегодня это — часть политики, проводимой государством, нацеленная, прежде всего на то, что бы обеспечить целостность государства и успех проводимых при необходимости реформ. К любому потрясению общество надо готовить. Поэтому СМИ в данном случае являются незаменимыми помощниками и мощными рычагами управления — главное уметь ими распорядиться.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно — политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признанию политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы. Без активности СМИ невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения. Тем самым СМИ участвуют в социальном управлении путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего, в том, что это — власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие — слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого «зеркала» ведёт к перерождению и вырождению.[10, стр.173]

СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация — своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом — коммуникатором и аудиторией — реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая политическая культура — это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями. СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демократизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества. СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления.

Важнейшей особенностью состояния СМИ является их активное участие в национальном возрождении, что означает не только резкое увеличение материалов на эти темы на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, горячие споры по вопросам национальной истории, политики, межнациональных отношений, проблем суверенитета и т.д., но и обретение СМИ суверенности, независимости от центра.[11,стр.271]

Как только не называют средства массовой информации: и «великий арбитр», и «четвертая власть», ставя ее в одну линию с тремя ветвями власти. Роль в политической жизни СМИ такова, что многие политики не мыслят свою деятельность без телевидения. Контроль телевидения равен контролю страны.

И действительно, современную политику сложно представить без телевизионных дебатов в прямом эфире, предвыборных агитаций и громких политических лозунгов на первых полосах газет.

Политические функции СМИ довольно многообразны. Телевидение, печать, радио, Инт ренет призывны не только освещать события, происходящие внутриполитические процессы, но и контролировать, комментировать, побуждать к определенной политической активности. Роль СМИ в политике заключается и в формировании определенных норм и идеалов.

Приведем пример — предвыборная агитация. Конечно, решение за кого голосовать складывается из целого комплекса факторов: это и существующая политическая система, и уровень политической культуры и т. д. Большую роль здесь играет и преподнесенная аудитории информация. От того, в какой форме и с каким содержанием она дойдет до избирателей во многом зависит исход выборов.

Политика и средства массовой информации имеют одну общую цель — привлечения внимания публики. Для этого используется несколько основных приемов:

Приоритетный и привлекательность. Если вы хотите , чтобы вас слушали, нужно говорить о том, что интересно не вам, а вашей аудитории. Именно поэтому на первом плане часто встречается информация об угрозе граждан, различного рода катастрофах.

Необычность фактов. Так уж вышло, что населению интереснее слушать информацию о войнах и преступлениях, даже, которые их не касаются, нежели повседневные факты.

Новизна. Аудитория любит эксклюзивы. Все новое привлекает внимание, конечно же, если оно имеет общественное значение.

Политический успех. Любые успехи политиков необходимо освещать. Особое внимание успехам в выборах и опросах.

Высокий статус. Чем авторитетнее источник — тем весомее информация. Отсюда — чем выше статус лица, тем чаще он будет появляться в рейтинговых телепрограммах.

Конечно же, многие люди совершенно равнодушны к политической информации. Слыша очередные политические обещания, информацию о дебатах и другое, они предпочитают переключить кнопку телевизора. Именно поэтому, журналисты и рекламщики политической сферы должны быть не только профессионалами своего дела, но и тонкими психологами. Во многом от этого и зависит политический образ.


Статьи по теме