Русская Советская Детская Литература Автор Учебника

      Комментарии к записи Русская Советская Детская Литература Автор Учебника отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Русская Советская Детская Литература Автор Учебника. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Новинки».

Русская Советская Детская Литература Автор Учебника.rar
Закачек 2870
Средняя скорость 6994 Kb/s
Скачать

На фоне стремительной деградации и коммерциализации системы образования русские люди начинают все лучше понимать «что мы потеряли». Вместе с миром книг по 50 коп. уходит в прошлое и мир равного для всех доступа к интеллектуальному развитию личности.

Новые законы об авторском праве, принимаемые в РФ, есть не что иное как стратегия по «приватизации культуры» — они пошагово лишают простого человека источников развития, превращая просвещение в рынок, а население в тупых потребителей.

Опыт западных стран не оставляет сомнений в том, что уже через 3–5 лет основная масса российского общества будет отрезана от фундаментальных знаний. Наука и культура станут уделом узко-элитарной группы населения. Уже сегодня доступ к научным трудам, рефератам и новым исследованиям не по карману большинству жителей англо-саксонского мира. Даже знакомство с исследованиями, которым свыше тридцати лет, западному обывателю обходится в приличные суммы. А узнать о новейших произведениях научной мысли имеют возможность только представители закрытой касты обслуживающих интеллектуалов, как правило адептов крупных корпораций.

Пока не поздно, следует воспользоваться великими достижениями Советской цивилизации, чтобы передать их своим детям и сделать неотчуждаемым достоянием народа вопреки, античеловеческим законам рынка.

В русскоязычной блогосфере набирает популярность замечательный проект, который мы предлагаем поддержать и превратить в общенациональное движение.

Сканируйте и присылайте советские школьные учебники
в любом потрёпанном состоянии, в любом формате (лучше несжатый TIF)
или уже готовые DjVu/PDF небольшого размера: [email protected] — во вложении
или, если большие TIF-ы , через файлообменник. — БК.

Крупнейшие русские писатели и педагоги издавна мечтали о создании высокохудожественной, полноценной литературы, адресованной непосредственно детям.

Об этом много писал великий русский критик В. Г. Белинский. Много сил и таланта уделял детскому чтению Л. Н. Толстой, создатель изумительных по своей простоте и убедительности рассказов для маленьких ребят.

Детские книги первых лет Советской власти были овеяны духом революционной романтики, героики гражданской войны. Потом в них вошел грохот большого строительства, которым занялась страна. Великий патриотический подвиг народа, совершенный в Отечественной войне против гитлеровцев, послужил основой для многих замечательных произведений советской детской литературы. А сегодня вдохновение авторов наших детских и юношеских книг питается ошеломляющими победами советской науки, запуском спутников и космических ракет, спуском на воду первого атомохода «Ленин», током, идущим с величайших в мире гидроэлектростанций, покорением целинных земель.

Когда речь заходит о том, кого следует считать основоположником советской литературы для детей, называют два имени: Горький и Маяковский (см. ст. «Максим Горький» и «В. В. Маяковский»).

Великий пролетарский писатель Максим Горький был одним из первых, кто взялся заложить основы советской детской литературы. Горький обратился к ребятам со специальным письмом, предлагая им сообщать, о чем они хотели бы прочесть в новых книгах. Это обращение взволновало, воодушевило буквально всех советских ребят. Дети ответили Горькому, что им интересно все. Они просили издать для них книги о героях Советской страны, о тех, на кого они хотели бы быть похожими, они просили сказки, научно-фантастические книги, веселые стихи и рассказы.

Обращение Горького к детям было подлинно новаторским методом изучения юных читателей. В ответ на их запросы по инициативе Горького возникло первое в мире государственное издательство детской литературы, которое теперь называется Детгизом.

Огромную роль в развитии новой поэзии для детей сыграл В. В. Маяковский, крупнейший поэт советской эпохи. Его остроумные, согретые огнем большого горячего сердца поэтические обращения к детям, затрагивающие вопросы жизни, воспитания, строительства, по сей день служат образцом для советских поэтов, пишущих детям. Он писал ребятам весело, искренне и просто о том, «Что такое хорошо и что такое плохо?», о том, «Кем быть?», писал о доблести, о труде и учении.

Совсем маленькие читатели до сих пор увлекаются «Золотым ключиком» Алексея Толстого, ребята постарше — его «Детством Никиты», а подростки и юноши — замечательным историческим романом «Петр I».

Одним из первых советских детских писателей был Борис Степанович Житков (1882—1938). Он начал печататься в 1924 г., и уже через два-три года его знали и любили. Первые книги Б. Житкова («Злое море» и «Морские истории») — это сборники рассказов о простых и мужественных людях: об ученике пилота, пожертвовавшем жизнью, чтобы спасти самолет («Над водой»); о капитане, спасшем пассажиров загоревшегося судна («Механик Салерно»); о молодых матросах торгового флота, которые во время стачки вывинтили компас на пароходе-штрейкбрехере («Компас»). Увлекательно умел рассказывать Б. Житков о технике, найдя для этого новую форму изложения сложного материала, непринужденную и ясную («Гривенник», «Река в упряжке», «Телеграмма»).

Замечательный педагог и писатель, Антон Семенович Макаренко (1888—1939) сумел соединить в своем творчестве большой литературный талант с неисчерпаемым опытом воспитателя. В его повести «Педагогическая поэма» говорилось о трудовом воспитании личности в коллективе, о высоком требовательном доверии к растущему человеку, без которого он не созреет гармонично, не станет полноценным членом общества.

В литературе для самых младших быстро завоевали всеобщую любовь маленьких читателей и слушателей два первоклассных поэта, два великолепных мастера огромной поэтической и общей культуры — С. Я. Маршак и К. И. Чуковский (см. ст. об этих писателях).

Широчайшей популярностью пользуется у детей младшего и школьного возраста поэзия Агнии Львовны Барто (р. 1902, сочетающая сатиру с подлинным лиризмом. Ее произведения тесно связаны с повседневной ребячьей жизнью, в них читатель находит ответы на свои вопросы и советы старшего и мудрого товарища о том, как поступить в разных «трудных случаях» жизни. За этот интерес к их жизни и любят так ребята книги Барто, которые издаются в нашей стране миллионными тиражами на десятках языков.

В области научно-художественной литературы для детей всемирную известность получил М. Ильин (Илья Яковлевич Маршак; 1895— 1953). Подлинный поэт науки, он обладал удивительной способностью, разговаривая с детьми, просто и понятно раскрывать трудные научные формулы и законы. Ведь недаром книга Ильина «Рассказ о великом плане», в которой писатель раскрыл существо законов социалистического планирования, заслужила высокую оценку Ромена Роллана и Луи Арагона, огромными тиражами выходила в США. В разнообразнейшую по темам научно-художественную литературу для детей значительный вклад внесли такие талантливые советские ученые, как академики Владимир Афанасьевич Обручев (1863—1956) — автор научно-фантастических романов «Плутония» и «Земля Санникова» и создатель «Занимательной минералогии», «Рассказов о самоцветах» Александр Евгеньевич Ферсман (1883-1945).

Настольными книгами каждого советского школьника стали произведения чудесного детского писателя и удивительного человека Аркадия Гайдара (см. ст. «А. П. Гайдар»).

Искреннюю любовь ребят заслужили книги для детей Валентина Петровича Катаева (р.1897). Лучшие из них «Белеет парус одинокий» и удостоенная Сталинской премии повесть «Сын полка». На основе этих произведений созданы известные детские фильмы.

Большой популярностью юного читателя пользуются повести и рассказы Льва Абрамовича Кассиля (р. 1905). Это прежде всего его автобиографические повести «Кондуит» и «Швамбрания», произведения на спортивную тему «Вратарь республики» и «Ход белой королевы», повести «Великое противостояние», «Дорогие мои мальчишки», «Черемыш, брат героя», «Улица младшего сына». Знает и любит наша детвора и его книжки «Далеко в море», «Твои защитники», «Есть на Волге утес».

В одной из последних книг — «Про жизнь совсем хорошую» — он рассказывает о коммунизме, а в книге «Люди нашего века» — о строителях коммунистического общества.

Велик список талантливых литераторов, отдавших свое дарование, свои творческие силы созданию книг для подрастающего поколения. Это М. Пришвин, В. Бианки, Л. Пантелеев, К. Паустовский, В. Каверин, Р. Фраерман, Н. Носов, А. Мусатов, Л. Воронкова, М. Прилежаева, В. Осеева, И. Василенко, Е. Тараховская, В. Беляев, И. Ликстанов, Ю. Сотник, Н. Кончаловская, Е. Благинина, С. Баруздин, Ю. Яковлев, А. Мошковский и многие другие.

В каждой союзной республике, входящей в советское содружество, издаются книги для детей и выросли талантливые, активно работающие детские писатели и поэты. Книги их широко переводятся и на русский язык, равно как книги лучших писателей, пишущих по-русски, переводятся на языки всех народов Советского Союза.

Сейчас советская детская литература издается на 50 языках народов Советского Союза, в том числе на языках 20 народов, не имевших до революции даже своей письменности. Популярны у нас в стране произведения украинских писателей Натальи Забилы и Платона Воронько, Оксаны Иваненко, белоруса Янки Мавра, еврейского поэта Льва Квитко, армян Гургена Боряна и Вахтанга Ананяна, литовца Миколаса Слуцкиса, латышей Андрея Упита и Юлия Ванага, эстонца Ральфа Перве, киргиза Шукурбека Бейшеналиева, башкира Анвера Бикчеетаева, мордовца Якова Пинясова, бурята Хоцы Намсараева, Берды Кербабаева из жаркой Туркмении и Дмитрия Сивцева-Омоллона из холодной Якутии, молдаванина Емилиана Букова и многих других поэтов и прозаиков национальных республик.

Можно привести немало убедительных примеров, свидетельствующих о той гигантской роли, которую приобрела в жизни нашего народа детская и юношеская книга.

Вот, например, интересно проследить, как из книги в жизнь струится влияние высокого поэтического образа и как снова в литературу жизнь возвращает это отражение… Огромной популярностью пользуется у нас в стране роман «Овод» английской писательницы Этель Войнич, которая была когда-то связана с русскими революционерами-подпольщиками. И ее герой итальянский революционер Овод стал примером жизни для рабочего парня комсомольца Николая Островского. Подобно Оводу, Николай Островский научился преодолевать физические страдания во имя высоких идеалов революционной борьбы. Тяжело контуженный во время гражданской войны, Николай Островский был обречен впоследствии на чудовищные муки и полную неподвижность. Но ничто не могло сломить его волю. Слепой, с наполовину омертвевшим телом, прикованный к кровати, он написал о своих сверстниках и о себе книгу «Как закалялась сталь», которой зачитывается ныне не только молодежь СССР, но и ее сверстники во многих странах. Этой книгой зачитывался в маленьком шахтерском городке Краснодоне школьник Олег Кошевой. Герой книги Островского — Павка Корчагин стал его жизненным идеалом. И когда фашисты ворвались на нашу землю, Олег Кошевой вместе со своими друзьями создал подпольную организацию

«Молодая гвардия», оказавшую героическое сопротивление оккупантам. Олег Кошевой и его боевые товарищи погибли в неравной борьбе. Замечательный советский писатель А. А. Фадеев написал об этом молниеносно завоевавший любовь читателя роман «Молодая гвардия». А ныне комсомольцы, покоряющие земли целины в Казахстане или отправляющиеся работать на новостройках в сибирскую тайгу, читая об Олеге Кошевом, организуют бригады его имени. Литературные портреты молодых героев коммунистических строек и целины, пока еще бегло очерченные, уже снова появляются на страницах книг.

Наши юные читатели ощущают неразрывную связь книг с жизнью, они верят литературе, отражающей самые лучшие, святые стремления, преисполняющие сердца наших девчонок и мальчишек, наших подростков, юношей и девушек.

Удивительные последствия имел выход в свет повести любимого детского писателя Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Герой этой повести мальчик, живущий в дачной местности близ Москвы, организовал тайную заботу, секретную помощь семьям, из которых мужчины, отцы или старшие сыновья ушли в армию… Миллионы советских ребят стали действовать по примеру придуманного Гайдаром Тимура. Они оказывали помощь семьям фронтовиков, когда началась война. Слово «тимуровец» вошло в разговорный язык. Возникло могучее тимуровское движение по всей стране. И все это породила небольшая книжка хорошего и талантливого детского писателя.

Так же как и советская литература для взрослых, детская литература прежде всего отвечает высоким принципам партийности и подлинного гуманизма. Она призвана растить хороших людей, помогать стране вывести на большие дороги жизни новое поколение строителей коммунизма, хорошо оснащенное знаниями, большими человеческими чувствами, самыми благородными душевными качествами: любовью к Родине, любовью к людям, уважением к старшим, к коллективу. Мы хотим, чтобы наши дети — наше будущее — умели по-настоящему дружить, были бы честными, смелыми людьми, способными на подвиг во имя человечества, во имя народа. Хотим, чтобы слова «мы», «наше», «нам» значили для них больше, чем «я», «мое», «мне». Таковы задачи, поставленные партией, советским народом перед советской детской литературой. А такие задачи может выполнить только высокоидейная и высокохудожественная литература.

Эта статья написана выдающимся детским писателем Сергеем Владимировичем Михалковым (р. 1912).

«Все маленькие дети знают стихи: «Дядя Степа», «А что у вас», «Про веселого туриста», «Про мимозу», «Мы с приятелем». Эти и многие другие детские стихи написал молодой поэт

Сергей Михалков», — такими словами писатель Александр Фадеев начал однажды в газете «Правда» свою рецензию на стихи поэта. Много лет прошло с тех пор, почти четверть века, но стихи, которые когда-то назвал Фадеев, остаются и сейчас любимыми стихами юных читателей. Правда, список этот теперь можно сильно расширить. К нему прибавилось очень много новых веселых стихов, песен, басен, фельетонов, пьес для взрослых и детей. В театре вы можете увидеть пьесы Михалкова «Зайка-Зазнайка» и «Сомбреро», в кино — «Новые приключения Кота в сапогах» — веселый фильм, поставленный по его сценарию, а читая английскую сказку про злого волка и трех поросят, не удивляйтесь, встретив на первой странице имя Михалкова, — он еще и переводчик и знакомит советских ребят со многими хорошими зарубежными книжками для детей.

Эпоху между 1892 и 1917 годами принято называть Серебряным веком. Это сложный и насыщенный период в истории отечествен­ной культуры. Никогда еще картина литературного мира не была столь пестрой. Множество значительных имен представляли раз­нообразные течения — реализм, символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянское течение и пр. Объединяло деятелей культуры предчувствие глобальных перемен в масштабах всей Земли. XX век воспринимался как начало новой эры, как детство нового челове­чества.

Детство стало одной из ведущих тем литературы. «Человек-книга, в которую записана история мира» — эта модернистская формула выведена М.А.Волошиным из формулы средневековой культуры «Мир есть книга». С учетом единогласного среди мо­дернистов признания, что только детскому сознанию дано при­близиться к постижению истины, из волошинской формулы сле­дует: человек этот — ребенок, и книга эта написана для ребенка. Есть закономерность в том, что на рубеже веков большинство писателей перешло от разработки традиционной темы детства к участию в создании литературы для детей, к критике детских изданий. Писатели, игнорировавшие тему, остались в меньшин­стве.

Реалисты М.Горький и неореалист Л. Андреев искали ответ на загадку будущего, исходя из социальных условий детства; они по­казывали, как «свинцовые мерзости» уходящей в прошлое жизни закаляют детский характер (повесть «Детство» М.Горького) или губят детскую душу недостижимостью мечты о лучшей жизни (рас­сказы «Ангелочек», «Петька на даче» Л.Андреева). Темам народ­ного страдания и нравственного самоопределения ребенка посвя­щали свои произведения и другие писатели реалистического на­правления: П. В. Засодимский, А. И. Свирский, А. С. Серафимович, А.И.Куприн.

Символисты видели в ребенке современного Сфинкса, т.е. су­щество-загадку, поскольку будущее угадывалось только интуитивно. Это отношение выражено в стихах А. Блока:

И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, — плакал ребёнок О том. что никто не придёт назад.

Акмеист О. Мандельштам провозгласил детское сознание же­ланной нормой человека Нового времени:

Только детские книги читать, Только детские думы лелеять, Всё большое далёко развеять. Из глубокой печали восстать.

Футурист Маяковский саму революцию назвал «детской» («Ода Революции»), а впоследствии назовет СССР «страной-подростком».

Несмотря на возросшую роль темы детства во взрослой литера­туре, литература для детей переживала не лучшие времена из-за ужесточения двойной цензуры — политической и педагогической. Количество детских книг и периодических изданий возросло, но это была в основном так называемая массовая литература, не об­ладавшая большими художественными достоинствами, зато тема­тически привлекательная. Вместе с тем с самого начала XX века, получившего название «века ребенка» 1 шли активные поиски мо­дели «новой» детской литературы. Свой вклад в критику «старой» детской литературы и становление «новой» внесли писатели всех литературных течений.

Элитарную литературу создавали для детей писатели-модер­нисты, такие как К.Бальмонт, А.Блок, В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Городецкий, М.Моравская, О.Белявская, П.Соловьева-АПевго. Центром модернистской детской литературы стал журнал «Тро­пинка».

1 Название XX столетия возникло благодаря одноименному учению о свобод­ном воспитании ребенка в семье, разработанному шведской активисткой феми­нистического движения Эллен Кей (1849 1926). Русский превод ее книги, по­лучившей всеевропейскую известность, под названием «Век ребенка» вышел в 1905 году.

«События в конце прошлого века послужили поводом к изображению нового столетия в виде нагого ребенка, — пишет Э. Кей, — который опустился было на землю, но испуганно отпрянул от нее при зрелище земного шара, усеянного оружием, — и не остается для него ни пяди свободной земли, куда бы он мог поставить ногу». При этом автор ссылается на драму Г. Готе «Отпрыск льва», в которой герой по имени Старший заявляет: «Следующий век будет веком ребен­ка, как этот век был веком женщины. И когда ребенок получит свои права, тогда нравственность станет более совершенной».

Уроки «детского», взятые литераторами у живописцев, спо­собствовали синтезу искусств, подготовившему новый тип дет­ской книги. В литературе для детей стала особенно цениться изоб­разительность. К оформлению книги стали предъявляться более высокие требования, рисунок должен был согласовываться не толь­ко с текстом, но и с подтекстом. От художника детской книги ждали выражения его собственной личности, непосредственно­сти рисунка и свободы интерпретации.

Писатели уже не ограничивались созданием текстов, они ста­ли очень внимательны к оформлению своих произведений. Имен­но в начале XX века сложилось само понятие детская книга как явление художественного порядка. Начало расцвету русской ил­люстрированной книги положила «Азбука в картинах» Александ­ра Бенуа, вышедшая в 1904 году 1 .

Новые литературные течения принесли детям сравнительно не­много классических творений (среди них и стихотворения Есени­на, Саши Черного). Однако и в этих произведениях то или иное течение проявилось неотчетливо, будто поэты сами чувствовали, что язык модернизма не может быть понятен ребенку.

В 10-х годах возвращается мода на старинное народное искусст­во. Писатели, художники, музыканты и театральные деятели вос­принимают историю России через призму мифов и сказок. При­мером такого восприятия может служить стихотворение А. Блока «Русь» (1906):

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

Эта мода продержалась довольно долго и в итоге дала жизнь целой области литературы, стилизованной под фольклорные про­изведения, использующей фантастические мотивы сказок, были-чек, поверий.

Благодаря увлечению писателей стариной дети получили кни­ги, дающие излюбленную пищу для их воображения и чувств. Среди произведений начала XX века, адресованных непосредственно де­тям, назовем короткие сказочки костромского крестьянина Ефи­ма Васильевича Честнякова (1874—1961) — «Иванушко», «Сер-гиюшко», «Лесное яблоко». Они отличаются прямым родством с народной культурой. Это единственные в своем роде авторские произведения для самых маленьких, передающие идеи народной философии и педагогики.

1 См.: Старая детская книжка. 1900—1930-е годы. Из собрания профессора М. Раца / Изд. подгот. Ю.А. Молок. — М., 1997.

Увлечение стариной сопровождалось вниманием к миру ран­него детства, в котором совершается наиболее интимное, сокро­венное познание родины — через речь, сказки и песни нянек, кормилиц (о роли кормилицы очень сильно сказал поэт Влади­слав Фелицианович Ходасевич в стихотворении «Не матерью, но тульскою крестьянкой. »). Образ няни был вновь поднят на ту высоту, которую некогда задал в своих стихах Пушкин.

Искания модернистов значили очень многое для расцвета дет­ской литературы в 20—30-х годах XX века, для ее обновления в 80—90-х годах. Благодаря опыту модернизма литература для детей стала быстрее и точнее реагировать на современную жизнь, нача­лось освоение языка художественной публицистики. Литература для детей утратила деление по сословиям, обрела, наконец, под­линную демократичность. Писатели стали больше доверять малень­ким читателям и писать для них произведения с глубоким подтек­стом, сложные по художественному строению.


Статьи по теме