Шпаргалки по Государственным и Муниципальным Финансам

      Комментарии к записи Шпаргалки по Государственным и Муниципальным Финансам отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Шпаргалки по Государственным и Муниципальным Финансам. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Книги».

Шпаргалки по Государственным и Муниципальным Финансам.rar
Закачек 2459
Средняя скорость 6651 Kb/s
Скачать

Финансы– это система порождаемых и регулируемых государством денежных отношений, связанная с перерас.
подробнее »

Возникновение финансовых отношений связано с процессом отделения государственной казны от собственно.
подробнее »

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, взаимосвязанных между .
подробнее »

Финансовой основой правительства является федеральный бюджет, ему принадлежит ведущая роль. Расходы .
подробнее »

Для эффективности функционирования бюджетной системы в России должны соблюдаться следующие принципы .
подробнее »

Достижение стратегических целей в развитии государства базируется на основе финансовой политики. Реа.
подробнее »

Для реализации поставленных задач на Правительство РФ возлагается ответственность по следующим страт.
подробнее »

Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Го.
подробнее »

Бюджетная классификация РФ включает: 1) классификацию доходов бюджетов РФ; 2) функциональную классиф.
подробнее »

Вид расходов подкрепляется источником финансового покрытия. Если появляется новый вид расхода, должн.
подробнее »

Структура доходной части состоит из налоговых, неналоговых доходов. Перечень налоговых поступлений з.
подробнее »

В ходе рассмотрения статей доходов и расходов может появиться дефицит. В таких случаях утверждаются .
подробнее »

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально—экономического развития РФ.
подробнее »

Все несогласованные вопросы решаются межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой мин.
подробнее »

Представительный орган в лице Государственной думы РФрассматривает проект федерального закона о феде.
подробнее »

Стабилизационный фонд РФ– это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения це.
подробнее »

Формирование местного бюджета состоит из росписи расходной части бюджета, а также перечня поступлени.
подробнее »

Налоговые доходы для бюджетов составляют: 1) для бюджетов поселений: а) местные налоги: – земельный .
подробнее »

Расходы муниципального образования связаны с его расходными обязательствами, к которым относятся: 1).
подробнее »

Работа с местным бюджетом проходит несколько стадий: составление проекта, рассмотрение и утверждение.
подробнее »

Перечень документов и материалов для слушания проекта бюджета: 1) прогноз социально—экономического р.
подробнее »

Глава администрации города представляет следующие отчеты: 1) отчет об исполнении адресной инвестицио.
подробнее »

В расходной части бюджета города предусматривается создание резервного фонда. Доля в общей сумме рас.
подробнее »

Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъекто.
подробнее »

Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют меж.
подробнее »

В составе федерального бюджета формируется специальный фонд по дотационным отчислениям регионам – Фе.
подробнее »

Для субъектов, имеющих право на получение субсидий, Министерство финансов РФ рассчитывает долю субъе.
подробнее »

Субвенции– это вид трансферта, который поступает из Федерального фонда компенсаций субъектам РФ и му.
подробнее »

Региональные межбюджетныетрансферты предоставляются в форме: 1) финансовой помощи местным бюджетам. .
подробнее »

Особенность региональных межбюджетных трансфертов заключается в следующем. При составлении и утвержд.
подробнее »

В соответствии с БК РФ уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских о.
подробнее »

Имеет место рассмотрение таких форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, к.
подробнее »

В современных условиях в целях недопущения развития однополярного мира образуются конфедерации. В со.
подробнее »

Основными направлениями в области становления Союзного государства признаны следующие. 1. Ускорение .
подробнее »

Выделяют следующую классификацию расходов бюджета. 1. Функциональная классификация расходов бюджета .
подробнее »

Датой создания государственного финансового контроля в России принято считать 1656 г В целях повышен.
подробнее »

Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуе.
подробнее »

Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Служба внеш.
подробнее »

Целью муниципального финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нар.
подробнее »

Основные принципыосуществления муниципального финансового контроля: законность, независимость, объек.
подробнее »

Формами муниципального финансового контроля являются: 1) предварительный финансовый контроль– контро.
подробнее »

Под методами муниципального финансового контроля понимаются способы, пути, приемы достижения целей ф.
подробнее »

В соответствии с целями и основными задачами муниципального финансового контроля субъекты муниципаль.
подробнее »

Нарушения бюджетного законодательства при формировании, исполнении бюджета города, подготовке финанс.
подробнее »

Датой создания внебюджетных социальных фондов принято 10 октября 1991 г. когда был принят Закон «Об .
подробнее »

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) является крупнейшим из внебюджетных социальных фондов. .
подробнее »

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет следующие функции: 1) контроль за соблюдением с.
подробнее »

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на .
подробнее »

Фонд социального страхования является специализированным финансово—кредитным учреждением при Правите.
подробнее »

Сначала в структуре финансовой системы было одно звено – государственный бюджет. В настоящее время в.
подробнее »

Совокупность финансово—правовых норм, определяющих порядок формирования доходов и расходов бюджета, .
подробнее »

В соответствии с Бюджетным кодексом в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицито.
подробнее »

Одним из элементов финансовой системы государства является государственный кредит, который представл.
подробнее »

В соответствии с БК РФ государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации п.
подробнее »

Муниципальным долгом РФ является совокупность долговых обязательств муниципального образования. Тако.
подробнее »

Целевой бюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, который образуется в соответствии с.
подробнее »

На текущий момент шпаргалками по государственным и муниципальным финансам воспользовались 152 человека.

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по государственным и муниципальным финансам. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub, html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать бесплатно. Достаточно скачать шпаргалки по государственным и муниципальным финансам — и никакой экзамен вам не страшен!

Если возникла проблема

Если приложение не запускается на вашем телефоне — воспользуйтесь этой формой.

Билет 1 Сущность финансов, сущность и роль бюджета, краткосрочный кредит. 1 Финансы- сложная экономическая категория. Финансы связаны с функционированием денег, их сущность составляют определенные денежные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения, использования денежных фондов и накоплений. Финансы не охватывают всех денежных отношений. Финансами являются денежные отношения, связанные с формированием, распределением, использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов. Центр-ми распоряжается гос-во (госбюджет, госкредит, внебюджетные фонды), дец-ые участвуют в круговороте средств хозяйствующего субъекта. (фонд оплаты труда, амортизация, фонд накоплений). Финансы обслуживают отношения м/у гос-вом и предприятием, пред-ем и раб-ми, м/у пред-ми, м/у гос-вом и гражданами.

23. Бюджет- это форма образования и расходования фонда ден-ых средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и ф-й гос-ва. Бюджеты составляются на всех уровнях бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет составляется для аналитический и статистический целей. Это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Национализированный бюджет включает в себя федбюджет, бюджеты субъектов и местные бюджеты. Консолидированный бюджет включает в себя респуб-ий бюджет и местные бюджеты территории РФ.

45. Коммерч. банки предоставляют своим клиентам разнооб-ые виды кредитов. По срокам пользования бывают довостребования и срочные (до 1 года), среднесрочные (от 1-3 лет), долгосрочные (свыше 3 лет). Кредиты формирующие оборотные фонды яв-ся краткосрочными. Кредиты участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов — средне- и долгосрочные. По размерам – крупные, сред., мелкие. По основным группам заемщиков кредит хоз-ву, нас-ю игосорганам власти. По назначению м/б потребит-ий, промыш-ый, торговый, с/х, инвстиц-ый, бюджетный. В зависимости от сферы функ-ия кредиты хоз-ва м/б 2 видов: ссуды участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов, кредиты участвующие в организации оборотных фондов (делятся на кредиты в сферу произ-ва и кредиты в сферу обращения). По обеспечению м/б необеспеченные, обеспеченные (дел-ся на залоговые, гарантированные, застрахованные). По способу выдачи ссуды м/б компенсационные (ср-ва направляются на расч. счет заемщика для возмещения его вредств, вложенных в товарно- материальные ценности) и платёжные (деньги направляются на оплату ден-ых док-тов, предъявленных к оплате заемщиков.) По методам погашения м/б погашенны е в рассрочку, и ссуды погашенные единовременно на определенную дату.

Билет 2 Финансово- экономическая категория, 24 доходы госбюджета, 46 отрасль страхования. 2. Финансы как экономическая категория взаимодействуют с категориями как цена, з.п, кредит. Благодаря цене стоимость продукта получает денежное выражениеи становится объектом распределения. Цена определяет величину денежных средств, поступающих тому или иному субъекту. На цене базируется дальнейший распределительный процесс. Но цена и самостоятельно может обеспечить распределение. В распределении стоимости совокупного продукта вместе с финансами участвует и з.п. Она обусловлена необходимостью формирования доходов в зависимости от качества и количества затраченного труда. З.п. поступает в собственность отдельных работников и используется для удовлетворения личных потребностей. З.п. и финансы тесно взаимосвязаны, финансы в ходе распределения участвуют в формировании фонда оплаты труда, а з.п, начисления которой по времени не совпадают с ее выплатой выступает источником формирования финансовых ресурсов в форме устойчивых пассивов.

24. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов и за счет безвозмездных перечислений. К Налоговые доходы – предусмотренные налоговым зак-вом РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, пени и штрафы. Неналоговые – 1) доходы от использования имцщества, кот. Находится в гос или муниц собст-ти. 2) доходы от продажи 3) доходы от платных усулг, оказываемых органами гос власти, бюджетными учреждениями 4) финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней. Фин. помошь предоставляется в форме дотаций , субсидий (это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, физ-му или юр лицу на условиях финансирования целевых расходов), субвенций (это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня или юр лицу по возмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов). Безвозмездные перечисления могут перчисляться от физ и юр лиц, от м/унар организаций и правительств иностранных гос-в. Доходы бюджетов м/класс-ся на собственные (закрепляются на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами ) и регулирующие (федеральные и региональные налоги и др платежи, по которым устанавливаются нормативы отчуждений в %ах в бюджеты субъектов федерации или местные бюджеты на год или больше). Финансовая помощь относится к регулирующим доходам. В том числе дотация это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня на безвозмездной или безвозвратной основе для покрытия текущих долгов.

46. 1) имущественное страхование в РФ это отрасль, где объектами страх-ия выступает имущество в различных видах. Это совок-ть вещей и матер. ценностей, которями управляет физ или юр лицо. Также сюда входят деньги, имущественные права на получение вещей. Вилы: — страх-ие строений, -животных, — домашнего имущества, -недвижимости, -транспорта. 2) личное страх-ие это форма защиты от рисков, которые угрожают жизни человека, его трудоспособности и здоровью. Виды: — страх-ие на случаях дожития или смерти, — страх-ие на случаи инвалидности или нетрудоспособности, — страх-ие мед.расходов. 3) страх-ие ответственности. Объектом является ответственость страхования по закону или в силу договора перед третьими лицами за причинение вреда. Выделяют страх-ие гражданской отв-ти –это предусмотренная законом или договором мера гос принуждения , которая применяется для восстановления нарушенных прав потерпевшего за счет нарушителя. 4) страх-ие предпринимательских рисков.Это новая отрасль для РФ, ее главным стимулом является получение прибыли. Виды: -страх-ие на случай неплатежа по счетам поставщика, сниж-ие уровня рентабельности появления непредвиденных убытков, страх-ие от простоев оборудовани.

Билет 3 Финансовые ресурсы, 25 расходы госбюджета, 47 класс-ия форм внутр-го госкредита. 3 Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимаемых формы финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и гос-ва за счет различных денежных доходов и отчислений, а используется на расширенное воспроизводство, материальное воспроизводство работающих, удовлетворению потребностей. Фин.ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Финансовый ресурсы осуществляются через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. 25. Расходы делятся на текущие (обесп-ют текущее функционирование органов госвласти, бюдж-ых учреждений, оказание поддержки бюджетам других уровней в форме дотаций, субсидий и субвенций.) и капитальные (обеспечивают инновационную и инвестиционную д-ть, предоставляемую в качестве бюджетных кредитов, расходы на проведение капитального ремонта, и др, за счет которых увел-ся имущество. В составе кап.расходов м/б сформирован бюджет развития.). Бюдж. Учр-ия расходуют бюджетные средства на : — оплату труда, — оплату единого соцналога, — на оплату пенсий, пособий, стипендий, — командировочные, — оплату товаров, работы, услуг.

47. Госзаймы могут класс-ся по след. признакам.1) по срокам действия: клаткосрочные до 1 года, среднесрочне от 1-5 лет, долгосрочные от 9-30 лет. 2) по праву эмиссии: выпускаемые цент. правительством, правительствами субъектов федерации и органами местного самоуправления.3) по признаку субъектов, держателей ЦБ: реализуемые среди населения, реализуемые среди юр лиц, реализуемые среди населения и юр лиц. 4) по форме выплаты доходов – процентно выигрышные, где доход получают путем оплаты купонов или 1 раз при погашении займа., — выигрышные, где владелец получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций. – безпроцентные, они предусматривают выплату дохода или гарантируют получение товара. 5) по методам размещения- добровольные, размещаемые по подписке, принудительные. 6) по форме выпуска: облигационные (предполагают эмиссию ЦБ-г), безоблигационные (формир-ся подписанием договоров и путем записей в домовых книгах) 7) по срокам погашения займа: краткосрочные – до 1 года, среднесрочные до 5 лет, долгосрочные от 5-30 лет.

Билет 4. Функции и роль финансов, 26 бюджетный дефицит, 48 финансирование капитальных вложений 4. Сущность финансов проявляется с помощью распределительной ф-ии. Через эту ф-ю каждый субъект хозяйствования наделяется финансовыми ресурсами. Объектом распределения яв-ся стоимость валового продукта. Субъектами являются физ и юр лица. Распределительный процесс с помощью финансов протекает во всех сферах жизни. Контрольную ф-ю составляет движение финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой формах. С помощью этой функции финансовые ресурсы распределяются, своевременно поступают, эффективно используются. С помощью распределительной и контрольной функции финансы проявляют себя как экономическая категория. 26. Федеральный бюджет и бюджеты других уровней д/б составлены и утверждены без дефицита бюджета. Если расходы превышают доходы , образуется дефицит бюджета. Тогда утверждаются источники финансирования бюджета. Источниками финансирования могут быть: 1) внутренние источники: — кредиты, полученные в рублях, — госзаймы, осуществляемые путем выпуска ЦБ-г от имени РФ, — бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней. 2) внешние источники: — госзаймы, осуществляемые в иностр валюте путем выпуска ЦБ-г, — кредиты правительств иност гос-в, банков, фирм, м/унар финансовых организаций. 48.

Билет 5. Финансовая система и ее звенья, 27 сметно- бюджетное финансирование, 49 кредитный договор. 5 Финансовая система это сов-ть существующих в гос-ве финансовых отношений. В общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены 3 крупные сферы: 1)финансы предприятий, учреждений и организаций. 2) страхование, 3) госфинансы. Внутри каждой сферы выделяют звенья, в 1ой: — финансы предприятий, функционирующих на коммерческой основе, — финансы учреждений, осуществляющих некоммерческую д-ть, — финансы общественных объединений. Во 2ой: — соцстрах-ие, — личное страх-ие, — имущественное страх-ие, — страх-ие ответ-ти, — страх-ие предпринимательских рисков. В 3ей : -госбюджет, -внебюджетные фонды, -госкредит. Сферы и звенья взаимосвязаны и образуют единую финансовую систему. 27. Сметно- бюджетное финансирование это обеспечение госденежными средствами бюджетных учреждений, действующих в непосредственной сфере. Они получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, называемых сметами. Виды: 1) по кругу охватываемых ими учреждений: индивидуальные (содержат доходы и расходы одного учреждения), а индивидуальные сметы учреждений одной отрасли объединяются в свободные. 2) по отраслевому принципу: сметы на содержание органов госвласти (для образовательных, медико санитарных учреждений и тд). Сметы составляются на основе норма расходов, под которыми понимают единые типовые измерители сметных расходов по однотипным учреждениям. Классификация норм расходов: 1) Обязательные (не изменяются, н-р штаты, тарифные ставки), необязательные (составляются с учетом условий, н-р отопление, освещение зданий). 2) материальные (включают количество материальных ср-в на единицу измерения доходов, н-р продукты питания на 1 больного в день), денежные (показывают стоимость материального). 3) индивидуальные (включают расходы на одну цель), комбинированные (общая сумма индивидуальных норм). Применение всех этих норм составляет свободные сметы. 49. Кредитный договор. Кредитные отношения предприятий оформляются кредитным договором. По кредитному договору банк должен предоставлять предприятию сумму средств в сроки, в размере. Предприятие должно использовать полученные средства на предусмотренные в договоре цели, вовремя погашать ссуду с процентами, позволять банку контролировать за целевым использованием и обеспечением. Если договор нарушается то банку предоставляется право бесспорного описания задолженности по ссуде. Т.о в кредитном договоре определяются: 1) права и обязанности банка и заемщика, с учетом определенных условий. 2) экономическая ответственность сторон за нарушение договора.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

по дисциплине “Государственные и муниципальные финансы”

1. Сущность финансов как экономической категории. История возникновения и роль финансов в современных условиях

Финансы как экономическая категория представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.

Обособление части денежных отношений в особую категорию «финансы» связано с появлением государства. Государству для выполнения своих функций всегда были необходимы денежные средства, которые формировались в основном через налоги. Само наличие государства обязывало граждан и хозяйствующих субъектов отдавать часть своих доходов на общие нужды.

Государство изымало через налоги денежные средства. Но в каждом конкретном случае установить прямую связь между тем, сколько ты отдал и сколько получил взамен от государства в виде общественных блат, было невозможно. В таком случае возникали неэквивалентные денежные отношения, основу которых составляли уже не столько экономические, сколько меры правового, принудительного характера.

В результате этих отношений формировались централизованные денежные фонды государства. Эти фонды государство использовало на финансирование армии, содержание госаппарата, осуществление экономической и социальной политики.

В результате перераспределения формировались не только централизованные фонды государства, но и децентрализованные денежные фонды хозяйствующих субъектов и граждан (домашних хозяйств). Фирмы, реализовав продукцию и уплатив налоги, получали денежные средства, которые они уже могли использовать по своему усмотрению. Граждане, работники, получив заработную плату и уплатив налоги, также получали в свое распоряжение денежные средства, которые использовали для удовлетворения своих потребностей.

Так происходило обособление части денежных средств и выделение особой группы денежных отношений, которая функционировала исключительно на стадии распределения и перераспределения совокупного продукта. Именно она и получила название финансов.

В современном понимании финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства.

При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

Первое. Уровень и состояние финансов во многом определяются тем, как обстоят дела в реальном секторе производства. Это обусловлено производным характером финансов и тем обстоятельством, что финансы — это лишь часть денежных отношений, возникающих на стадии перераспределения созданного продукта. Поэтому от того, каков объем созданного в обществе продукта, зависит и объем финансовых средств, которым реально могут располагать государство, хозяйствующие субъекты и граждане.

Второе. Финансы, будучи категорией перераспределения, существенно отличаются от других стоимостных категорий, которые в условиях рыночного хозяйства также выполняют функции перераспределения (цена, кредит). Если такие денежные категории, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, обусловлены системой экономических отношений и наличием товарного производства, то финансы как категория перераспределения, порождена самим фактом наличия государства.

Третье. Хотя финансы связаны с перераспределением созданного продукта, они оказывают свое влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что финансы как экономическая категория — это особая группа денежных отношений, обладающих одновременно следующими признаками:

1) это денежные отношения, связанные с перераспределением созданного общественного продукта;

2) их наличие обусловлено существованием государства как органа управления;

3) это отношения, которые опосредуют преимущественно неэквивалентное денежное движение;

4) основой их существования и формирования является сфера материального производства;

5) они оказывают существенное влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

2. Функции финансов

Финансы выполняют три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы.

Возникает необходимость перераспределения созданного продукта, которое обусловлено:

• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образование, здравоохранение, оборона и т.п.);

• дифференциацией доходов различных групп населения, которая неизбежна в условиях рыночной экономики;

• неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей хозяйства.

В итоге перераспределения формируются доходы государства;

доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; население получает дополнительные денежные средства через социальные выплаты; территории и предприятия — дополнительные ресурсы для развития.

Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

1) налоги, которые могут, как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

2) государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;

3) регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих законов, определенных видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых из них;

4) установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий).

Контрольная функция проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется входе проверки расходования средств по их целевому назначению.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне. Он охватывает сферу бюджетных отношений. Финансовый контроль осуществляется и в отношении хозяйствующих субъектов.

Финансовый контроль нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств, экономическое стимулирование предпринимательской деятельности, рациональное использование имеющихся в распоряжении общества материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов.

Контрольная функция финансов проявляется через деятельность финансовых органов. Контроль может осуществляться как специальными финансовыми подразделениями предприятий, банками, так и государственными налоговыми и финансовыми органами, органами законодательной власти и специальными ведомствами. В большинстве развитых стран существуют также общественные формы контроля за целевым использованием бюджетных средств.

3. Финансовые ресурсы и источники их формирования

Распределение и перераспределение стоимости общественного продукта с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования, государства и граждан за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений и используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос созданной ранее. Реальное формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Финансовые ресурсы — это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования, государства или граждан и предназначенные для выполнения ими финансовых обязательств, осуществления экономической, социальной и иных функций.

Внутренний источник средств, используемых в государстве, один — экономика страны и ее результат. В формировании финансовых ресурсов государства можно выделить налоговые и неналоговые поступления в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. В целом понятие «государственные доходы» шире понятия «доходы госбюджета». Часть доходов дают государственные предприятия, находящиеся на автономном финансировании, но зачисляющие свои доходы непосредственно в государственный бюджет. Существование налоговых доходов государства обусловлено выполнением государством своих властных функций, а существование производственных доходов — выполнением государством своей предпринимательской функции. К непроизводственным доходам государства можно отнести налоги, государственные займы и эмиссию бумажных денег.

Для предприятий различных форм собственности исходным источником формирования финансовых ресурсов является первоначальный капитал, выраженный в уставном, складочном, паевом капитале. Впоследствии, в ходе выполнения ими хозяйственной деятельности, финансовые ресурсы формируются по трем важнейшим направлениям:


Статьи по теме