Требования к Учебникам Начальной Школы по Фгос

      Комментарии к записи Требования к Учебникам Начальной Школы по Фгос отключены

Уважаемый гость, на данной странице Вам доступен материал по теме: Требования к Учебникам Начальной Школы по Фгос. Скачивание возможно на компьютер и телефон через торрент, а также сервер загрузок по ссылке ниже. Рекомендуем также другие статьи из категории «Учебники».

Требования к Учебникам Начальной Школы по Фгос.rar
Закачек 2874
Средняя скорость 3945 Kb/s
Скачать

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Требования к учебникам нового поколения.

Признавая совершенно справедливой мысль о том, что дать окончательную оценку школьного учебника можно, лишь определив его влияние на результат процесса обучения, нельзя игнорировать тот существенный факт, что прежде, чем стать составной частью этого процесса, учебник проходит долгий и сложный путь, на протяжении которого он неоднократно подвергается анализу и оценке (анализ и оценка авторского замысла, концепции будущего учебника, плана проспекта и пробных глав; представленной рукописи; издательский анализ рукописи и т.д.).

Учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство выполняет свое назначение в достижении максимальных результатов учебного процесса, является решающим при оценке каждого учебника.

Существенно, что на основе структурного анализа можно создать простые и удобные в употреблении схемы анализа и использовать их в качестве инструмента совершенствования школьных учебников.

Учебник- это целенаправленно организованная система, структурный анализ ее становится необходимым этапом при определении функций учебника в целом и его компонентов, их функциональных связей между собой и взаимодействия с системой обучения.

Учебник — это часть более сложного целого и относительно самостоятельная система, и каждый его элемент выполняет определенные функции.

Перечень свойств, которыми должен обладать учебник:

1. Содержание учебника:

• Соответствие современному состоянию содержания науки;

• Систематизация в предметном, логическом и психологическом плане;

• Согласованность с основными положениями программы обучения;

• Унификация названий, четкость определений;

• Согласованность терминов и названий в учебниках по смежным предметам;

• Разнородность способов подачи информации (слово, рисунок, фотография, информация о том, как добывать последующую информацию).

2 Структура учебника

• Соответствие принятым ранее положениям, например, блочное построение содержания;

• Четкость структуры, повторяемость элементов;

• Реализация в структуре содержания основных принципов методики умственной деятельности: расположение оглавления в начале учебника, использование предметных, именных и других указателей.

3 Методическая разработка содержания

• Соответствие требованиям современной дидактики в области языка (доступность, правильность);

• Соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения;

• Разнообразие иллюстрирующих авторские положения примеров;

• Обращение к пройденному материалу и опыту учеников;

• Разнообразие основных заданий;

• Выделение различных уровней трудности содержания;

• Управление мыслительными процессами учеников в процессе решения проблем.

4 Оформление и полиграфическое исполнение:

• Удобство пользования учебником;

• Практичность, эстетичность и информативность обложки;

• Разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, чертежи, схемы);

• Наличие цветных иллюстраций, выполняющих роль важного источника информации, их соответствие словесному содержанию и приспособление к возрастным возможностям восприятия ученика;

• Краткость и ясность подписей под иллюстрациями;

• Использование соответствующих выделений, например, основных понятий, информационных положений и других элементов;

• Необходимая ширина колонки набора, полей, на которых могут быть выделены основные понятия;

• Стимулирующий чтение объем;

• Четкое выделение фамилии автора учебника.

Общая схема анализа учебника.

1. Внешнее оформление учебника, качество форзацев.

2. Наличие и качество иллюстраций, рисунков в учебнике.

3. Информационная функция

— соответствие содержания учебного материала современным требованиям;

— новизна учебного и художественного материала;

— качество теоретического материала, его познавательное значение.

4. Мотивационная функция:

— наличие материала, способствующего развитию интереса у учащихся;

— соответствие учебного материала возрастным возможностям школьников;

— наличие средств эмоционального воздействия;

— увлекательность формы изложения материала;

— наличие материала, опирающегося на жизненный опыт учащихся.

5. Функция обучения школьника самостоятельной работе с книгой:

— наличие материала или указаний в учебнике, помогающих ученику работать с книгой;

— наличие образцов правильного выполнения заданий;

— наличие заданий, помогающих осуществить самоконтроль знаний и умений.

6. Развивающая функция учебника:

— изложение учебного материала как системы, способствующей развитию разносторонних способностей учащихся;

— наличие в учебном материале, в методическом аппарате проблемных вопросов и заданий;

— наличие материала и заданий, способствующих познавательной активности, самостоятельности учащихся.

7. Функция управления деятельностью учителя:

— последовательность и целесообразность учебного материала;

— наличие внутрипредметных и межпредметных связей;

— отражение специфики учебника в национальной школе;

— научная обоснованность содержания и структуры учебника;

— согласованность с реальными возможностями учебного процесса.

Обсуждая вопрос компетентного выбора учебника, хочу еще раз заострить внимание на требованиях к учебникам нового поколения, включая действующие санитарно-гигиенические нормы и требования, предъявляемые к школьным учебникам. Да, мысль о том, что дать окончательную оценку школьного учебника можно, лишь определив его влияние на результат процесса обучения. Нельзя игнорировать то, что учебник проходит долгий и сложный путь, на протяжении которого он неоднократно подвергается анализу и оценке (анализ и оценка авторского замысла, концепции будущего учебника, плана проспекта и пробных глав; представленной рукописи; издательский анализ рукописи и т.д.), совершенно справедлива.

Учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство выполняет свое назначение в достижении максимальных результатов учебного процесса, является решающим при оценке каждого учебника.

В качестве инструмента совершенствования школьных учебников создаются схемы структурного анализа, которые впоследствии используются в практике.

Учебник- это целенаправленно организованная система, структурный анализ ее становится необходимым этапом при определении функций учебника в целом и его компонентов, их функциональных связей между собой и взаимодействия с системой обучения.

Учебник — это часть более сложного целого и относительно самостоятельная система, и каждый его элемент выполняет определенные функции.

Каждый учебник должен соответствовать следующим требованиям:

  1. По содержанию:
    • Соответствие современному состоянию содержания науки;
    • Систематизация в предметном, логическом и психологическом плане;
    • Согласованность с основными положениями программы обучения;
    • Унификация названий, четкость определений;
    • Согласованность терминов и названий в учебниках по смежным предметам;
    • Разнородность способов подачи информации (слово, рисунок, фотография, информация о том, как добывать последующую информацию).
  2. По структуре:
    • Соответствие принятым ранее положениям;
    • Четкость структуры, повторяемость элементов;
    • Реализация в структуре содержания основных принципов методики умственной деятельности: расположение оглавления в начале учебника, использование предметных, именных и других указателей.
  3. По методической разработке содержания учебника:
    • Соответствие требованиям современной дидактики в области языка (доступность, правильность);
    • Соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения;
    • Разнообразие иллюстрирующих авторские положения примеров;
    • Обращение к пройденному материалу и опыту учеников;
    • Разнообразие основных заданий;
    • Выделение различных уровней трудности содержания;
    • Управление мыслительными процессами учеников в процессе решения проблем.
  4. По оформлению и полиграфическому исполнению:
    • Удобство пользования учебником;
    • Практичность, эстетичность и информативность обложки;
    • Качество бумаги;
    • Разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, чертежи, схемы);
    • Наличие цветных иллюстраций, выполняющих роль важного источника информации, их соответствие словесному содержанию и приспособление к возрастным возможностям восприятия ученика;
    • Краткость и ясность подписей под иллюстрациями;
    • Использование соответствующих выделений, например, основных понятий, информационных положений и других элементов;
    • Необходимая ширина колонки набора, полей, на которых могут быть выделены основные понятия;
    • Стимулирующий чтение объем;
    • Четкое выделение фамилии автора учебника.

Хочется более подробно остановиться на санитарно-гигиенических нормах и требованиях, предъявляемых к школьным учебникам.

Данные санитарные правила устанавливают требования к весу, шрифтовому оформлению и качеству печати учебных изданий (учебников, учебных пособий, практикумов, далее — изданий), а также требования к полиграфическим материалам, применяемым для их изготовления.

Согласно данным санитарным правилам, не допускается выпускать издания, включающие материалы двух ступеней образования (возрастных групп). Издание должно включать материалы, рассчитанные не более чем на год обучения для 1 класса; 2 года обучения для 2-6 классов; 3 года обучения для 7-11 классов.

Вес издания не должен быть более 300 г для 1-3(4) классов; 400 г для 5-6 классов; 500 г для 7-9 классов; 600 г для 10-11 классов. Увеличение веса издания допускается не более чем на 10%.

Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения: шитье проволокой втачку; клеевое бесшвейное скрепление.

Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков. В изданиях для первой ступени образования не допускается применение шрифтов с наклонными осями округлых букв (например, шрифты из группы медиевальных, гарнитуры типа «Таймс»).

Для выделения текста в изданиях первой ступени образования допускается применять не более трех цветных красок, в изданиях второй ступени образования — не более двух цветных красок, в изданиях третьей ступени образования применение цветных красок не рекомендуется.

В изданиях первой ступени образования для основного текста и выделений (кроме заголовков) рекомендуется применять не более четырех вариантов шрифтового оформления, отличающихся одним из параметров: кеглем или гарнитурой, или ее начертанием, или наличием цветных выделений.

Во всем объеме изданий второй и третьей ступеней образования рекомендуется одинаковое шрифтовое оформление каждого из видов текста (основного, дополнительного).

В издании не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:

  • непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать;
  • затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании;
  • деформация блока или переплетной крышки.

Информирование руководителей учреждений образования по вопросам соответствия школьных учебников санитарно-гигиеническим нормам специалистами Управления проводится при проведении плановых и внеплановых проверок, а также во время участия в приемке учреждений образования к новому учебному году.

В случае приобретения некачественных учебников потребителю необходимо обратиться к продавцу с претензией, в которой изложить конкретное требование потребителя, предусмотренное п.1 ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Главная > Учебник

Основные дидактические требования к школьному учебнику

Школьный учебник является одним из важнейших дидактических средств обучения. Он должен отвечать основным требованиям и положениям дидактики, соответствовать целям обучения (образования и воспитания) в современной школе; содержанию обучения в целом и по конкретным дисциплинам, общепринятым принципам обучения, организационным формам обучения. Одним из основополагающих дидактических оснований для конструирования учебника является учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения, а также единство преподавания и учения. В связи с этим учебник выступает одновременно как носитель содержания образования и форм фиксации различных элементов содержания образования и как проект (модель) учебного процесса.

1. Соответствие учебника содержанию образования

К содержанию обучения предъявляются определенные научные требования: отражение основ современных научных знаний, раскрытие концепций тем, выступающих в качестве содержательно-логических элементов единой структуры учебного материала.

В содержание обучения включаются как предметные знания, так и определенные виды познавательной деятельности.

Требования к содержанию образования на практике означают его соответствие учебной программе по предмету.

2. Соответствие учебника принципам обучения

В процессе создания школьного учебника необходимо учитывать основные дидактические принципы (общие нормы организации учебного процесса), поскольку они тесно взаимосвязаны с целями обучения.

В наибольшей мере с помощью учебника реализуются принципы систематичности, доступности, наглядности обучения и связи с практикой.

Принцип систематичности применительно к учебнику предполагает последовательное изложение материала, обеспечивающее взаимосвязь категорий, понятий, методов и формирование определенной понятийной системы учебника.

Принцип систематичности предполагает разделение учебника на темы,

темы на параграфы и подпараграфы. Это определяет организацию урока, последовательность изложения материала. В конце параграфов, тем и разделов следует предусмотреть обобщение материала — в параграфе и темах в виде вопросов и заданий, кратких резюме, выделения главных положений, в конце разделов — в виде обобщающих текстов и тем.

Принцип доступности предполагает соответствие изложения учебного материала и его содержания уровню возрастного развития учащихся и их предшествующей образовательной подготовке.

Одним из критериев доступности учебника является его доступность для самостоятельного изучения школьниками.

Принцип наглядности обучения реализуется в ходе конструирования учебника через разработку иллюстративного материала издания, взаимосвязь текста с наглядными пособиями различного рода (таблицами, слайдами, настенными картами и т.д.).

Формы реализации принципа наглядности зависят от психологических и возрастных особенностей учащихся. По мере развития школьников наглядно-образный компонент мышления заменяется словесно-логическим.

Иллюстративный материал учебников для старших классов, как правило, будет представлен различного рода схемами, графиками, диаграммами и т.д., а не изображением реальных объектов.

Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения конкретизируется в требованиях к методическому аппарату и текстам учебника. Хорошая разработка методического аппарата, включающая дифференциацию и разнообразие вопросов и заданий, творческих заданий для самостоятельного выполнения с помощью «методических ключей», направлена на реализацию данного дидактического принципа в учебниках.

3. Основные логико-психологические требования к школьному учебнику

В основе требования соответствия текста учебника психолого-возрастным особенностям учащихся лежат логико-психологические особенности понимания текстов учениками.

В процессе создания учебника необходимо учитывать нормы времени, отведенные на изучение материала.

Это предполагает прежде всего необходимость придерживаться среднего объема учебного материала, предназначенного для изучения на одном уроке, т.е. объема одного параграфа (темы). Фактический объем параграфа вычисляется на основании скорости чтения школьников разного возраста и составляет:

— учебники для начальной школы — 1-2 страницы компьютерного набора (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14);

— учебники 5-6 классов — 2,5-3,0 страницы;

— учебники 7 классов — 3,0-3,5 страницы;

— учебники 8 классов — 3,5-4,0 страницы;

— учебники 9 классов — 4,0-4,5 страницы;

— учебники 10 классов — 4,5-5,0 страниц;

— учебники 11-12 классов — 5,0-5,5 страницы.

Рекомендуемые объемы относятся к основному тексту. В параграф включаются также дополнительный и пояснительный тексты в объеме около 30% от основного текста.

Рекомендуемый объем иллюстративного материала для учебников 5-7 классов — 40%, 8-12 классов — 30% от общего (фактического) объема учебника.

Приведенные нормы прежде всего относятся к учебникам по некоторым естественным и ряду гуманитарных дисциплин.

Требование к ясности языка учебника определяет и объем учебных текстов с точки зрения психологии усвоения материала. Для учебников 1-4 классов рекомендуются предложения из 8 слов, для 5 классов — 8-9 слов; для 6-8 классов — 10-12 слов; 8-9 классов — 12-14 слов; 10-12 классов — 14-16 слов.

От психолого-возрастных особенностей школьников зависит и рекомендуемая средняя длина слов с количеством букв не более 6.

Желательно не превышать длину таких слов: в учебниках для 1-4 классов — более 8 букв; 9 классов — более 9 букв; 8-9 классов — более 11 букв; 10-12 классов — более 12 букв.

В окончательном виде вопрос о соответствии учебника психологическим и возрастным особенностям учащихся решается в ходе опытной проверки (апробации) и доработки учебника.

4. Структура школьного учебника

4.1 Оглавление является важным элементом справочно-сопроводительного аппарата учебника. Краткость (лаконичность) заголовков значимых частей текста, их цветовое и шрифтовое оформление способствуют быстрому поиску необходимой информации.

4.2 Предисловие — это вводный текст, обеспечивающий изложение основного материала учебника. В предисловии отмечается значение учебной дисциплины, ее место среди других дисциплин, основные задачи изучения предмета и т.д. В нем авторы раскрывают структуру учебника, а при необходимости и логику рассмотрения предмета.

4.3 Основной текст является структурой, содержащей научно отобранный и систематизированный автором учебный материал в строгом соответствии с программой по предмету. Данный текст служит основным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения.

4.4 Приложения. В качестве приложений целесообразно использовать официальные и справочные материалы, которые дополняют или иллюстрируют основной текст. В состав приложений входят таблицы, схемы, рисунки, карты, вклейки, чертежи, словари, списки, иллюстрации и т.д. Приложения по частным вопросам помещаются в соответствующих частях текста. В конце учебной книги помещаются приложения, относящиеся по своему характеру и содержанию к книге в целом или к ее отдельным разделам. Все приложения группируются по содержанию и пронумеровываются.

4.5 Указатели (словари — алфавитные, предметные, именные)

являются справочными путеводителями по учебнику. Они должны располагаться в алфавитном, хронологическом или ином порядке, ориентирующем учащихся в содержании и структуре учебной книги.

В предметные указатели включаются основные термины и понятия, встречающиеся в учебной книге, а в именные — фамилии и инициалы лиц, сведения о которых находятся в учебнике.

4.6 Литература (библиография) — раздел учебника, включающий список литературы, используемой в учебнике, а также дополнительно рекомендуемой для изучения по данному предмету. Выступает в виде построчных ссылок, затекстованных ссылок, специальных списков и обзоров в конце учебника. Дополнительная литература подбирается с учетом содержания предмета и возраста учащихся. Работы монографического характера в рекомендуемой школьникам литературе должны быть исключены.

Основные текстовые структурные компоненты учебника

Тексты различаются по тем доминирующим функциям, которые позволяют наиболее полно и эффективно использовать каждый из них в процессе обучения.

Основной текст учебника служит главным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения учащимися. Ядро основного текста составляют знания об основных понятиях, законах, теориях и способах деятельности. В нем раскрывается содержание изучаемых понятий и других форм знаний.

Дополнительные тексты содержат учебный материал, служащий для подкрепления и углубления положений основного текста. Этот материал может выходить иногда за рамки школьной программы.

Особая роль принадлежит дополнительным текстам в осуществлении воспитательной функции учебника.

Пояснительный текст содержит необходимый для понимания и наиболее полного усвоения учебный материал. Пояснительные тексты составляют главную часть справочного аппарата книги, непременными требованиями к которому выступают его неразрывная связь с основным текстом учебника и отсутствие в нем излишнего материала.

Аппарат организации усвоения — структурный компонент учебника, призванный стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содержания учебника.

Основные элементы аппарата организации усвоения:

вопросы и задания;

упражнения (формирующие умение работать с учебником и другими печатными пособиями, справочной, художественной, научно-популярной

памятки или инструктивные материалы;

подписи к иллюстративному материалу.

Иллюстративный материал по своей доминирующей функции является наглядной опорой мышления, призванной усилить познавательный, идейный, эстетический и эмоциональный аспект учебного материала.

Аппарат ориентировки представляет совокупность дополнительных и справочно-вспомогательных материалов, которые помогают учащимся быстро и безошибочно находить в учебной книге необходимый материал, создавая условия для успешной самостоятельной работы с ним. Аппарат ориентировки включает в себя следующие структурные элементы:


Статьи по теме